Крупные ретейлеры «просят передать» за доставку

26 марта 2024

Дифференцированное ценообразование уже применяют «Лента», Metro, «ВкусВилл» и «Дикси»

Крупные ретейлеры «просят передать» за доставку

Растущие издержки на доставку продуктов из-за нехватки сборщиков и курьеров формируют тренд на дифференцированное ценообразование в онлайн- и офлайн-каналах. Товары у крупных сетей при доставке могут быть на 5-10% дороже, чем в магазинах, что позволяет компенсировать часть затрат. Некоторые аналитики видят в таком подходе риски замедления роста спроса на доставку, а другие отмечают, что индексация может быть не столь ощутима для привыкших к сервису потребителей, пишет «Коммерсантъ».

Продовольственные торговые сети нацелились на дифференцированное ценообразование в онлайне и офлайне, говорится в обзоре Infoline о состоянии рынка за февраль 2024 года. Игроки рынка закладывают в цену растущие издержки на последнюю милю в том числе в связи с «беспрецедентной нехваткой кадров», особенно сборщиков и курьеров. По итогам 2023 года средняя зарплата, предлагаемая курьерам операторами доставки, по стране выросла на треть, подсчитывали ранее в «Авито Работе» и Salary Index.

Цены для онлайн-заказа могут повышаться на 5-10%, что позволяет компенсировать расходы на сборку и доставку. Другая стратегия, по словам гендиректора «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, предполагает отсечение небольших заказов с повышением минимального чека в зависимости от показателей загрузки курьеров или конкретного dark store, при котором доставка становится бесплатной или дешевле. Последнее распространено при заказе из ресторанов или у таких сервисов, как «Яндекс Лавка» и «Самокат».

Представитель «Вкусвилла» подтвердил «Ъ», что в каталоге на сайте цены могут отличаться от цен в магазине, а при онлайн-заказе стоимость товара может варьироваться в зависимости от локации. В сети отмечают, что такой подход позволяет адаптировать цены в зависимости от логистики и не означает, что «цены будут отличаться только в большую сторону».

В Metro отмечают, что продажа товаров с доставкой предполагает дополнительные расходы, которые необходимо частично компенсировать ценообразованием, но это не стандартная «наценка». Там учитывают также «особенности спроса и ценовая чувствительность клиентов» и цены в онлайне могут быть и ниже цен в офлайн-магазине.

По итогам 2023 года онлайн-продажи продовольственных товаров в России выросли на 47%, до ₽918 млрд, год к году, подсчитали в Infoline. В 2022 году онлайн-продажи продуктов питания год к году росли на 63%, до ₽625 млрд, в 2021 году — на 146%, до ₽382,5 млрд. В тройку основных игроков за 2023 год Infoline включает «Самокат», «Вкусвилл» и X5 Group.

Старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов указывает, что неравномерное повышение цен в онлайн-канале может снизить спрос на доставку, что скажется на динамике рынка. Партнер Data Insight Федор Вирин отмечает, что курьеров на рынке не хватает даже с возросшими зарплатами, а значит, ритейлерам придется все больше дотировать доставку либо услуга будет и дальше дорожать. По его словам, вместо дифференциации цен участники рынка могут отказаться от промо в онлайн-канале. Марат Ибрагимов отмечает, что оптимизировать издержки на работу курьеров можно за счет объединения сборки и доставки разных игроков.

Михаил Бурмистров считает, что существующее повышение цен на продукты при онлайн-заказе вряд ли несет существенные риски для спроса. Для многих потребителей, привыкших к экспресс-доставке, такая индексация может быть не очень заметна. Но эксперт согласен с тем, что большинство покупателей все же не готовы к дорогой доставке.

Напомним, россияне потратили на заказ продуктов онлайн 917,5 млрд рублей в 2023 году. LR

Тэги: доставка продуктов, e-grocery







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх