Крупный логопарк построят в стороне от больших городов. Видимо, для овощей

1 июля 2015

На территории Свердловской области появится агрокластер

Крупный логопарк построят в стороне от больших городов. Видимо, для овощей

Агропромышленный парк «Новоуральский» появится на территории Свердловской области. Девелопером проекта выступает екатеринбургская компания Cross Development Group. Срок реализации проекта рассчитан на пять лет.

На территории логопарка запланировано организовать тепличное производство овощей, хранение и переработку плодоовощной продукции открытого грунта, а также выращивание и переработку грибов. Общий объем инвестиций в ближайшие пять лет составит 4,8 млрд рублей, из них 516 млн рублей – на развитие инфраструктуры.

Реализовывать проект планируется поэтапно. Так, I очередь строительства охватит территорию в 13 га, II очередь – 36 га. По словам девелопера, в перспективе возможно развитие проекта до 120 га. При этом в структуре парка предусмотрены объекты производственного и научно-исследовательского назначения, теплицы, склады, а также административные и торговые помещения.

По мнению руководителя направления консалтинга девелоперских проектов компании JLL Михаила Якубова, локация, где планируется расположить агрокластер, не самая очевидная: она находится севернее от федеральной трассы М-5 «Урал» и в стороне от крупных центров Уфа-Челябинск-Екатеринбург, приводит CRE.ru мнение эксперта. «С точки зрения логистики, было бы лучше разместить объект ближе к крупным транспортным хабам, – добавил Якубов. – Учитывая небольшой опыт России в реализации подобных проектов, мы думаем, что заявленный срок слишком оптимистичный».

Прокомментировать ситуацию «Логирус» попросил директора по развитию компании «Логопарк.ру» Виталия Хиля.

– Знаком с Олегом Кудрявцевым (собственник и генеральный директор Cross Development Group – LR), – отметил собеседник «Логируса». – Его компания принимала участие в реализации проекта индустриального парка «Про-Бизнес-Парк» в Екатеринбурге, и он имеет представление, что такое концепция индустриального парка и как это все работает, не понаслышке. Полагаю, что все имеющиеся у девелопера компетенции можно применить и при создании агропромышленного парка.

По словам эксперта, в связи с курсом на импортозамещение, тема создания логистических агропарков сейчас в тренде по всей России, и в Свердловской области в частности. В Новоуральске есть подготовленная инфраструктура, уже прорабатывался проект индустриального парка..

– Разумно эту площадку использовать как вариант развития, – полагает Виталий Хиль. – Там все есть для реализации подобного проекта. Правда, пока детали концепции мне не известны..

Собеседник «Логируса» согласен с мнением эксперта JLL в части требований к агропромышленным паркам, однако, считает он, с точки зрения локации «здесь не так все страшно», потому что этот комплекс будет в первую очередь обслуживать Свердловскую область. «Серовский тракт по качеству неплохая дорога, а удаленность от Екатеринбурга составляет порядка 70 километров. Это не то расстояние, из-за которого кардинально что-то как-то может поменяться. Если мы говорим о снабжении Свердловской области, то здесь вообще нет никаких проблем», – уточнил Виталий Хиль.

– К тому же, – добавил собеседник «Логируса», – в Кургане планируют построить свой большой агропромышленный парк. С ними конкурировать не вижу смысла. Проект интересен прежде всего Свердловской области, может быть, части Челябинской, Тюменской областей, Пермского края.

Эксперт согласен, что имея в виду некие идеальные параметры проекта, то, возможно, логопарк стоило бы разместить ближе к трассам. «Но надо понимать, – уточнил Виталий Хиль, – что в Екатеринбурге стоимость земельных участков выше. Самый основной момент – это коммуникации, особенно в тепличном хозяйства, где мощность электрических сетей может составлять порядка 1 МВт на гектар и больше. В данном вопросе в Екатеринбурге возможны проблемы. Да, локация окажется хорошей, а необходимой инженерной инфраструктуры не будет, и стоимость ее подведения может оказаться недешевой».

– А если учесть, что мы возим фрукты-овощи из-за границы за несколько тысяч километров, потом обрабатываем на складах, и при этом конечный покупатель платит за это в магазинах, то 70 километров до большого города и до развязок – это ничто. Поэтому выбранная для логопарка локация негативно на проект не повлияет. И существующая инфраструктура может удешевить стоимость проекта, и даже сократить сроки его реализации. Повторюсь: мы рассматриваем распределительную логистику в пределах Свердловской области, – отметил собеседник «Логируса».

Эксперт также полагает, что необходимо видеть отличия логопарков, предназначенных для производства продукции и ее хранения, и так называемых овощехранилищ, куда растительные продукты питания завозятся из-за пределов области, в том числе из-за границы. «Если мы говорим об овощехранилище – перевалочном пункте товара из других регионов России, заграницы, то здесь действительно важна локация поблизости от больших трасс. Условно говоря, это обычный перевалочный пункт: товар пришел – товар ушел. Тогда как для тепличного хозяйства, то есть производства намного важнее иметь хорошую инфраструктуру, а локация в пределах 70–100 километров проблем не составит», – приводит новые доводы Виталий Хиль.

Собеседник «Логируса» напомнил, что несколько лет назад на территории «Титановой долины» (ОЭЗ в Свердловской области – LR) анонсировался проект большого тепличного хозяйства, и у инвесторов к логистике вопросов вообще не было. «А это еще севернее Новоуральска километров на 70-80», – уточнил эксперт. Проект не реализован до сих пор, но причины отнюдь не в локации.

В прошлом году компания NAI Becar провела исследование, согласно которому, несмотря на значительные перспективы цивилизованного формата хранения, переработки, фасовки и продажи продукции сельскохозяйственного сектора, рынок агропарков в мировом понимании данной концепции в России только начинает развиваться. Ассоциация сертифицированных сельхозпарков на тот момент была распространена в 42 странах мира. На территории России действовал только один сертифицированный объект – «Фруктово-Овощной Ростовский Терминал», расположенный в городе Аксай Ростовской области. Его площадь составляла 23 га с учетом строящейся второй очереди.

Эксперты NAI Becar отметили, что существуют также и близкие по принципу аналоги, например, в Москве распределительный центр «Виктория», Казани, однако ведущую роль на рынке продажи овощной продукции по-прежнему занимают овощебазы.

Основными потребителями агропарков являются предприятия розничной торговли, например, доля этого сегмента составляет на западе около 50%. Оставшуюся половину клиентов составляют предприятия общепита и супермаркеты.

Что касается резидентов типовых агропарков, они, в основном, представлены оптовыми компаниями, производителями овощей, растительной и другой сельскохозяйственной продукции, сервисными и логистическими компаниями, брокерами. LR

Тэги: Cross Development Group, JLL, Логопарк.РУ, NAI Becar







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх