За отказ «взвеситься» хотят жестко наказывать и водителей, и собственников фур
29 июля 2024Штрафовать надо не только тех, кто управляет или владеет машиной, но и того, кто принимает ее с перевесом, считают общественники

Зампредседателя правительства внес в Госдуму два законопроекта, которые обяжут водителей грузовиков проходить весогабаритный контроль, пишут «Известия». В одном из них предлагается закрепить юридическую обязанность водителей проходить взвешивание, во втором – штрафовать собственника ТС и водителя, а также лишать прав.
В «Уставе автомобильного транспорта» (№ 259-ФЗ от 8 ноября 2007 года) не прописана юридическая обязанность водителей проходить проверки и, как следствие, отсутствует административная ответственность за уклонение от весогабаритного контроля.
Статью 3 устава предлагается дополнить следующим содержанием: водители, в отношении транспортных средств которых осуществляется проверка, обязаны по требованию уполномоченного должностного лица обеспечить прохождение весового и габаритного контроля. Эта формулировка позволит закрепить юридическую обязанность водителей проходить взвешивание, отметили в аппарате вице-премьера РФ Дмитрия Григоренко.
– Сейчас заставить водителей заехать на весы трудно, – отмечает президент ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин. – Они не обязаны это делать и проезжают мимо весов. Если дорога узкая, то бывали случаи, что перевозчики отсыпали щебнем обочину рядом с автоматическими весами, чтобы сделать проезд вне рамок пункта АПВГК.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что в ряде регионов доля уклоняющихся от весогабаритного контроля машин приближается к 75%. Подобная ситуация ведет к росту аварийности, разрушению дорожного покрытия и инфраструктуры из-за превышения допустимой массы транспортных средств (ТС). По информации аппарата правительства, на сегодняшний день по федеральным дорогам с перевесом передвигаются от 10% до 30% грузовых ТС.
В Минтрансе ранее подсчитали, что перегруз крупнотоннажного транспорта увеличивает расход на содержание федеральной дорожной сети более чем на ₽700 млрд в год.
Другим законопроектом предусмотрены штрафы за непрохождение весогабаритного контроля. Группа сенаторов в феврале 2024 года внесла документ в Госдуму. Они намерены внести поправки в статью 12.21 КоАП РФ «Нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки». Законопроектом предполагается ввести штрафы для водителя ТС за уклонение от взвешивания машины на ₽10 тыс. и лишение прав на срок до шести месяцев. В отношении собственника грузовика – взыскание на ₽100 тыс.
Движение грузовика массой свыше 3,5 т в зоне автоматического контроля АПВГК с перегрузом сегодня уже наказывается штрафом.
– Если проехать по весам со скоростью пешехода, то электроника не регистрирует вес. Другой распространенный способ обмануть АПВГК – это закрыть номер тряпкой, и камера не может идентифицировать транспортное средство, – пояснил Владимир Матягин.
Законопроект с поправками в КоАП РФ предусматривает за такой обман штраф 400 тыс. рублей для собственников ТС. Документ прошел рассмотрение советом Госдумы и предложен к обсуждению в первом чтении на 30 июля 2024 года.
Как заявили «Известиям» в Минтрансе, инициативы правительства направлены на то, чтобы сделать прохождение весогабаритного контроля по требованию инспектора Ространснадзора обязательной нормой и обеспечить «неотвратимость применения санкций за нарушение правил, что будет стимулировать водителей соблюдать нормы загрузки транспорта». Такой контроль будет осуществляться с помощью АПВГК на автомобильных дорогах, а также с использованием передвижных и стационарных пунктов взвешивания, отметили в ведомстве.
– Чаще всего с перегрузом ездит определенная каста перевозчиков. Это самосвалы, принимающие участие в строительстве дорог, бетономешалки, зерновозы и лесовозы. Самосвалы на 99% грузятся со значительным перевесом. Плечо подвоза маленькое, и водители ради экономии берут больше щебня или песка, чтобы заработать. У зерновозов в период сбора урожая перегруз приближается к 90%, а у лесовозов – 70%. Магистральные фуры перегружают реже ввиду специфики перевозок, – добавил Владимир Матягин.
По данным ассоциации «Грузавтотранс», максимальный зарегистрированный перегруз составляет 110 тонн для самосвала с щебнем при норме 32 тонны. Нередко самосвалы загружают даже до 120 тонн.
Для автопоездов с сидельными прицепами максимально допустимая нагрузка составляет 44 тонн (для шестиосных автопоездов) и 40 тонн (для пятиосных автопоездов).
– Ездить с перегрузом водителей вынуждают заказчики. Расчет идет по факту отгрузки, не обращая внимания на вес. Цены небольшие, поэтому водители на короткие дистанции берут больше груза за одну ходку, – продолжил Владимир Матягин. – Мы предлагаем учитывать роль заказчиков в перегрузе транспорта и просим перенести часть ответственности и на них.
Штрафовать надо не только тех, кто управляет или владеет машиной, но и того, кто принимает ее с перевесом, – вплоть до расторжения контракта. Иначе проблемы перегруза решить будет трудно и перевозчики начнут больше коррумпировать контролеров, резюмировал эксперт.
Напомним, ранее Министерство транспорта внесло изменения в приказ № 348 «Об утверждении порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств». Документ, который определяет правила проверки мест установки автоматических пунктов весогабаритного контроля (АПВГК), опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru. LR
История вопроса
Штрафы за перегруз могут «вытечь» из федбюджета
Регионы согласились увеличить число пунктов весового контроля
Действующие штрафы за перегруз транспортных средств (ТС) были скорректированы 14 апреля 2023 года. При превышении нормы загрузки на 10-20% наказание для собственников многотоннажных автомобилей составляет ₽200-250 тыс. Если максимально допустимая масса больше чем на 50% – ₽400 тыс. Такие наказания могли бы побороть проблемы перегруза автомобилей, однако водители научились их избегать.Штрафы за перегруз могут «вытечь» из федбюджета
Регионы согласились увеличить число пунктов весового контроля
В «Уставе автомобильного транспорта» (№ 259-ФЗ от 8 ноября 2007 года) не прописана юридическая обязанность водителей проходить проверки и, как следствие, отсутствует административная ответственность за уклонение от весогабаритного контроля.
Статью 3 устава предлагается дополнить следующим содержанием: водители, в отношении транспортных средств которых осуществляется проверка, обязаны по требованию уполномоченного должностного лица обеспечить прохождение весового и габаритного контроля. Эта формулировка позволит закрепить юридическую обязанность водителей проходить взвешивание, отметили в аппарате вице-премьера РФ Дмитрия Григоренко.
– Сейчас заставить водителей заехать на весы трудно, – отмечает президент ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин. – Они не обязаны это делать и проезжают мимо весов. Если дорога узкая, то бывали случаи, что перевозчики отсыпали щебнем обочину рядом с автоматическими весами, чтобы сделать проезд вне рамок пункта АПВГК.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что в ряде регионов доля уклоняющихся от весогабаритного контроля машин приближается к 75%. Подобная ситуация ведет к росту аварийности, разрушению дорожного покрытия и инфраструктуры из-за превышения допустимой массы транспортных средств (ТС). По информации аппарата правительства, на сегодняшний день по федеральным дорогам с перевесом передвигаются от 10% до 30% грузовых ТС.
В Минтрансе ранее подсчитали, что перегруз крупнотоннажного транспорта увеличивает расход на содержание федеральной дорожной сети более чем на ₽700 млрд в год.
Другим законопроектом предусмотрены штрафы за непрохождение весогабаритного контроля. Группа сенаторов в феврале 2024 года внесла документ в Госдуму. Они намерены внести поправки в статью 12.21 КоАП РФ «Нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки». Законопроектом предполагается ввести штрафы для водителя ТС за уклонение от взвешивания машины на ₽10 тыс. и лишение прав на срок до шести месяцев. В отношении собственника грузовика – взыскание на ₽100 тыс.
Движение грузовика массой свыше 3,5 т в зоне автоматического контроля АПВГК с перегрузом сегодня уже наказывается штрафом.
– Если проехать по весам со скоростью пешехода, то электроника не регистрирует вес. Другой распространенный способ обмануть АПВГК – это закрыть номер тряпкой, и камера не может идентифицировать транспортное средство, – пояснил Владимир Матягин.
Законопроект с поправками в КоАП РФ предусматривает за такой обман штраф 400 тыс. рублей для собственников ТС. Документ прошел рассмотрение советом Госдумы и предложен к обсуждению в первом чтении на 30 июля 2024 года.
Как заявили «Известиям» в Минтрансе, инициативы правительства направлены на то, чтобы сделать прохождение весогабаритного контроля по требованию инспектора Ространснадзора обязательной нормой и обеспечить «неотвратимость применения санкций за нарушение правил, что будет стимулировать водителей соблюдать нормы загрузки транспорта». Такой контроль будет осуществляться с помощью АПВГК на автомобильных дорогах, а также с использованием передвижных и стационарных пунктов взвешивания, отметили в ведомстве.
– Чаще всего с перегрузом ездит определенная каста перевозчиков. Это самосвалы, принимающие участие в строительстве дорог, бетономешалки, зерновозы и лесовозы. Самосвалы на 99% грузятся со значительным перевесом. Плечо подвоза маленькое, и водители ради экономии берут больше щебня или песка, чтобы заработать. У зерновозов в период сбора урожая перегруз приближается к 90%, а у лесовозов – 70%. Магистральные фуры перегружают реже ввиду специфики перевозок, – добавил Владимир Матягин.
По данным ассоциации «Грузавтотранс», максимальный зарегистрированный перегруз составляет 110 тонн для самосвала с щебнем при норме 32 тонны. Нередко самосвалы загружают даже до 120 тонн.
Для автопоездов с сидельными прицепами максимально допустимая нагрузка составляет 44 тонн (для шестиосных автопоездов) и 40 тонн (для пятиосных автопоездов).
– Ездить с перегрузом водителей вынуждают заказчики. Расчет идет по факту отгрузки, не обращая внимания на вес. Цены небольшие, поэтому водители на короткие дистанции берут больше груза за одну ходку, – продолжил Владимир Матягин. – Мы предлагаем учитывать роль заказчиков в перегрузе транспорта и просим перенести часть ответственности и на них.
Штрафовать надо не только тех, кто управляет или владеет машиной, но и того, кто принимает ее с перевесом, – вплоть до расторжения контракта. Иначе проблемы перегруза решить будет трудно и перевозчики начнут больше коррумпировать контролеров, резюмировал эксперт.
Напомним, ранее Министерство транспорта внесло изменения в приказ № 348 «Об утверждении порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств». Документ, который определяет правила проверки мест установки автоматических пунктов весогабаритного контроля (АПВГК), опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru. LR
Тэги: весогабаритный контроль, штрафы, законодательство
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Новости по теме
Другие новости рубрики

