За отказ «взвеситься» хотят жестко наказывать и водителей, и собственников фур

29 июля 2024

Штрафовать надо не только тех, кто управляет или владеет машиной, но и того, кто принимает ее с перевесом, считают общественники

За отказ «взвеситься» хотят жестко наказывать и водителей, и собственников фур

Зампредседателя правительства внес в Госдуму два законопроекта, которые обяжут водителей грузовиков проходить весогабаритный контроль, пишут «Известия». В одном из них предлагается закрепить юридическую обязанность водителей проходить взвешивание, во втором – штрафовать собственника ТС и водителя, а также лишать прав.

Действующие штрафы за перегруз транспортных средств (ТС) были скорректированы 14 апреля 2023 года. При превышении нормы загрузки на 10-20% наказание для собственников многотоннажных автомобилей составляет ₽200-250 тыс. Если максимально допустимая масса больше чем на 50% – ₽400 тыс. Такие наказания могли бы побороть проблемы перегруза автомобилей, однако водители научились их избегать.

В «Уставе автомобильного транспорта» (№ 259-ФЗ от 8 ноября 2007 года) не прописана юридическая обязанность водителей проходить проверки и, как следствие, отсутствует административная ответственность за уклонение от весогабаритного контроля.

Статью 3 устава предлагается дополнить следующим содержанием: водители, в отношении транспортных средств которых осуществляется проверка, обязаны по требованию уполномоченного должностного лица обеспечить прохождение весового и габаритного контроля. Эта формулировка позволит закрепить юридическую обязанность водителей проходить взвешивание, отметили в аппарате вице-премьера РФ Дмитрия Григоренко.

– Сейчас заставить водителей заехать на весы трудно, – отмечает президент ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин. – Они не обязаны это делать и проезжают мимо весов. Если дорога узкая, то бывали случаи, что перевозчики отсыпали щебнем обочину рядом с автоматическими весами, чтобы сделать проезд вне рамок пункта АПВГК.

В пояснительной записке к законопроекту указано, что в ряде регионов доля уклоняющихся от весогабаритного контроля машин приближается к 75%. Подобная ситуация ведет к росту аварийности, разрушению дорожного покрытия и инфраструктуры из-за превышения допустимой массы транспортных средств (ТС). По информации аппарата правительства, на сегодняшний день по федеральным дорогам с перевесом передвигаются от 10% до 30% грузовых ТС.

В Минтрансе ранее подсчитали, что перегруз крупнотоннажного транспорта увеличивает расход на содержание федеральной дорожной сети более чем на ₽700 млрд в год.

Другим законопроектом предусмотрены штрафы за непрохождение весогабаритного контроля. Группа сенаторов в феврале 2024 года внесла документ в Госдуму. Они намерены внести поправки в статью 12.21 КоАП РФ «Нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки». Законопроектом предполагается ввести штрафы для водителя ТС за уклонение от взвешивания машины на ₽10 тыс. и лишение прав на срок до шести месяцев. В отношении собственника грузовика – взыскание на ₽100 тыс.

Движение грузовика массой свыше 3,5 т в зоне автоматического контроля АПВГК с перегрузом сегодня уже наказывается штрафом.

– Если проехать по весам со скоростью пешехода, то электроника не регистрирует вес. Другой распространенный способ обмануть АПВГК – это закрыть номер тряпкой, и камера не может идентифицировать транспортное средство, – пояснил Владимир Матягин.

Законопроект с поправками в КоАП РФ предусматривает за такой обман штраф 400 тыс. рублей для собственников ТС. Документ прошел рассмотрение советом Госдумы и предложен к обсуждению в первом чтении на 30 июля 2024 года.

Как заявили «Известиям» в Минтрансе, инициативы правительства направлены на то, чтобы сделать прохождение весогабаритного контроля по требованию инспектора Ространснадзора обязательной нормой и обеспечить «неотвратимость применения санкций за нарушение правил, что будет стимулировать водителей соблюдать нормы загрузки транспорта». Такой контроль будет осуществляться с помощью АПВГК на автомобильных дорогах, а также с использованием передвижных и стационарных пунктов взвешивания, отметили в ведомстве.

– Чаще всего с перегрузом ездит определенная каста перевозчиков. Это самосвалы, принимающие участие в строительстве дорог, бетономешалки, зерновозы и лесовозы. Самосвалы на 99% грузятся со значительным перевесом. Плечо подвоза маленькое, и водители ради экономии берут больше щебня или песка, чтобы заработать. У зерновозов в период сбора урожая перегруз приближается к 90%, а у лесовозов – 70%. Магистральные фуры перегружают реже ввиду специфики перевозок, – добавил Владимир Матягин.

По данным ассоциации «Грузавтотранс», максимальный зарегистрированный перегруз составляет 110 тонн для самосвала с щебнем при норме 32 тонны. Нередко самосвалы загружают даже до 120 тонн.

Для автопоездов с сидельными прицепами максимально допустимая нагрузка составляет 44 тонн (для шестиосных автопоездов) и 40 тонн (для пятиосных автопоездов).

– Ездить с перегрузом водителей вынуждают заказчики. Расчет идет по факту отгрузки, не обращая внимания на вес. Цены небольшие, поэтому водители на короткие дистанции берут больше груза за одну ходку, – продолжил Владимир Матягин. – Мы предлагаем учитывать роль заказчиков в перегрузе транспорта и просим перенести часть ответственности и на них.

Штрафовать надо не только тех, кто управляет или владеет машиной, но и того, кто принимает ее с перевесом, – вплоть до расторжения контракта. Иначе проблемы перегруза решить будет трудно и перевозчики начнут больше коррумпировать контролеров, резюмировал эксперт.

Напомним, ранее Министерство транспорта внесло изменения в приказ № 348 «Об утверждении порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств». Документ, который определяет правила проверки мест установки автоматических пунктов весогабаритного контроля (АПВГК), опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru. LR

Тэги: весогабаритный контроль, штрафы, законодательство







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх