«Дозвол» на негабарит: система может разрешит?

На чем перевозчики «теряют» деньги при онлайн-выдаче спецразрешений и как они пытаются решать эти проблемы

Алена Лебединец Алена Лебединец
корреспондент


Фото: kaztral.kz

С 1 марта 2023 года получить разрешение на доставку тяжеловесного или крупногабаритного груза можно только в электронном виде, используя личный кабинет перевозчика. Несмотря на то, что прошло больше полутора лет с момента запуска, онлайн-сервис Росдормониторинга работает с нареканиями.

Технические сбои, ошибки системы, «белые пятна» на онлайн-картах дорог – это далеко неполный перечень багов, с которыми приходится сталкиваться транспортным компаниям. Выслушав претензии перевозчиков к системе выдачи спецразрешений, «Логирус» выяснил:

  • • Каких данных не хватает онлайн-системе выдачи спецразрешений?

  • • Сколько времени перевозчики тратят на корректировку маршрута?

  • • Что и почему компаниям приходится выбирать «методом тыка» в системе Росдормониторинга?

  • • И как бизнес решает эти проблемы?

Разобраться в ситуации «Логирусу» помогали:


Владимир Матягин
президент ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс»
Владимир Матягин
Роман Хмелев
коммерческий директор ТК «Тихоокеанская звезда»
Роман Хмелев
Олег Беззубов
менеджер подразделения по подготовке разрешительной документации ГК «АСТ Плюс»
Олег Беззубов
Игорь Чернышев
директор по развитию бизнеса SOTA Logistic
Игорь Чернышев

Нечеткая тарификация

Согласно постановлению Правительства № 2060, с 1 марта 2024 года спецразрешения на перевозку тяжеловесного или крупногабаритного груза можно получить за сутки, используя портал Росдормониторинга.

В теории процесс должен выглядеть следующим образом:

  • • В течение одного календарного дня система предлагает возможные маршруты движения.

  • • Перевозчик согласовывает один из них.

  • • Система в течение трех часов выдает спецразрешение.

Сейчас реально получить разрешение в срок до трех часов, но лишь для перевозок, где не требуется оплата ущерба, нанесенного дорогам», подчеркнули в компании Barrus Projects. В этом случае, разрешение выдается только после получения денежных средств, которые иногда доходят до собственников автомагистралей с задержкой. В результате, срок получения спецразрешения увеличивается.

– Если маршрут несложный, а груз проходит по габаритам и весу на всех участках дорог, то заявка на разрешение возвращается подтвержденной уже спустя 20-30 минут. Но такие «чудеса» случаются крайне редко, – подтвердил коммерческий директор ТК «Тихоокеанская звезда» Роман Хмелев.

Для тяжеловесных и крупногабаритных автопоездов построить оптимальный маршрут в системе самостоятельно практически невозможно. Так как если собственник автомагистрали его не согласует, то внести изменения будет нельзя. Источник фото: скриншот портала Росдормониторинга

Одна из проблем системы заключается в том, что в ней не всегда корректно отображаются дорожные знаки и ограничения, рассказал менеджер подразделения по подготовке разрешительной документации ГК «АСТ Плюс» Олег Беззубов. По словам собеседника «Логируса», выстраивая маршрут на портале Росдормониторинга, перевозчик не сразу видит участки дорог, где проводятся ремонтные работы или есть другие ограничения. При оформлении заявки, система их не учитывает и позволяет построить маршрут. Однако после подтверждения пути следования и оплаты пошлины, транспортная компания получает отказ в выдаче разрешения, обоснованный тем, что в маршрут включены участки дорог с ограничениями.

Для тяжеловесных и крупногабаритных автопоездов построить оптимальный маршрут самостоятельно и вовсе практически невозможно, сообщили в Barrus Projects. Так как если собственник автомагистрали, он же балансодержатель, не согласовывает маршрут, то изменить его уже нельзя, объяснил менеджер подразделения по подготовке разрешительной документации ГК «АСТ Плюс» Олег Беззубов.

– Часто программа работает некорректно и исправить маршруты не представляется возможным. Для корректировки необходимо официальное обращение на имя директора Росдормониторинга, а на это уйдет около 2-3 недель при удачном стечении обстоятельств, – добавили в Barrus Projects.

Перевозчик в принципе не может знать о текущем состоянии дорог и тем более расписания ремонтов, подчеркнул коммерческий директор ТК «Тихоокеанская звезда» Роман Хмелев. Именно поэтому он в системе Росдормониторинга должен выступать только как «заявитель на предоставление права проезда из пункта «А» в пункт «Б» с определенным грузом». Сервис же в течение 1 дня должен предоставлять заявителю корректные альтернативные варианты проезда для конкретной перевозки. Система действительно предлагает на выбор несколько маршрутов, подтвердил Роман Хмелев. Но она не указывает, какой из вариантов подходит. В итоге, приходится выбирать «методом тыка».

– Мы, например, чтобы разобраться с организацией дорожного движения с юга Приморья в Забайкалье с помощью системы Росдормониторинга потратили около 80 тыс. рублей на оплату госпошлин. При этом нам не нужно было никуда ехать. Просто хотели изучить вопрос, чтобы в будущем, прокладывая реальный маршрут перевозки, не тратить уйму времени и денег на это, – поделился опытом собеседник «Логируса».
Скриншот интерфейса системы Росдормониторинга, которая предлагает разные варианты маршрута для крупногабаритной доставки

По словам специалистов компании Barrus Projects, иногда при подаче заявления и указании начальной и конечной точки маршрута система отвечает, что нет возможности проложить путь. Хотя на карте ясно видно, что дорога есть. Однако система не поясняет, какие ограничения препятствуют проезду по этому маршруту, посетовали эксперты.

Случаются на портале Росдормониторинга и технические сбои, добавил коммерческий директор ТК «Тихоокеанская звезда» Роман Хмелев.

– Иногда из-за «лагов» система может проложить путь следования через центр города. При этом она запрещает самостоятельный выбор объездной дороги. Не зная особенностей дорожной системы региона, приходится соглашаться с маршрутом, который рекомендует сервис. Но после подтверждения этого варианта, портал отказывает в выдаче спецразрешения. Вот такой парадокс, – констатировал эксперт.

Некоторые компании предпочитают не ждать, пока система Росдормониторинга предложит альтернативные варианты проезда. Директор по развитию бизнеса SOTA Logistic Игорь Чернышев уверен, что самостоятельный подбор маршрутов позволяет ускорить процесс получения спецразрешения.

– У нас есть специалисты с большим опытом работы, которые сразу прорабатывают альтернативные варианты проезда и делают запрос в систему Росдормониторинга, – рассказал эксперт.

Еще одной важной проблемой для перевозчиков является неопределенность итоговой стоимости проезда по маршруту, убежден директор по развитию бизнеса SOTA Logistic Игорь Чернышев. Компаниям приходится действовать на свой страх и риск, и быть готовыми покрывать дополнительные издержки.

Опрошенные «Логирусом» эксперты рассказали, что после последнего обновления онлайн-сервиса появился раздел «Построение маршрута», где перевозчики могут, не оформляя заявку на разрешение увидеть примерный путь следования и предполагаемый ущерб. Однако, как сообщили в компании «АСТ Плюс», суммы оплаты наносимого автодорогам вреда в этой вкладке ниже фактических на 5-15%.

– Мы считаем, что для решения этой проблемы Росдормониторингу нужно разработать более детальную тарификацию с учетом не только нагрузки по осям, но и их скатности1, как это сделали в Казахстане, – подчеркнул Игорь Чернышев.

Кроме того, добавили специалисты Barrus Projects, есть сложности и с расчетом суммы ущерба, причиненного дорожному покрытию. Если раньше каждый участок на маршруте тарифицировался отдельно, то сейчас подобной детализации нет.

– Разбивка по областям, которую мы видели раньше при оплате ущерба, помогала понять расположение наиболее дорогостоящих участков. При построении маршрута в будущем, мы старались их объезжать и тем самым экономили, – поделился опытом менеджер подразделения по подготовке разрешительной документации ГК «АСТ Плюс» Олег Беззубов.

Расчет вреда по осям для дороги 6 т/ось:
 

№ оси

 

№ группы осей

 Доп. нагрузка (Т)

 Факт. нагрузка (Т)

 

Превышение (%)

 

Пневмоподвеска

Двускатные колеса 

 

Пер. тип покрытия вред на 100 км

Пер. тип покрытия вред итого

 
 

Кап./Обл. тип покрытия вред на 100 км

Кап./Обл. тип покрытия вред итого

   

1

   

1

   

5.50

   

7.00

   

27.27

   

нет

   

нет

   

11,087.88р

80.97 р

     

0.00 р

     

0.00 р

     

2

     

2

     

6.00

     

7.50

     

25.00

     

Да

     

Да

 

  11,087.88р

   

 80.97 р

     

0.00 р

     

0.00 р

     

3

     

3

     

6.00

     

7.50

     

25.00

     

Да

     

Да

     

11,087.88р

 

   80.97 р

     

0.00 р

     

0.00 р

     

4

     

4

     

5.50

     

7.00

     

27.27

     

Да

     

Да

     

11,087.88р

 

   80.97 р

     

0.00 р

     

0.00 р

     

5

     

4

     

5.50

     

7.00

     

27.27

     

Да

     

Да

     

11,087.88р

 

   80.97 р

     

0.00 р

     

0.00 р

     

6

     

5

     

6.00

     

7.00

     

16.67

   

 Да

     

Да

     

10,300.39р

 

   75.22 р

     

0.00 р

     

0.00 р


Суммарный размер вреда по дорогам 6 т/ось: 480.07 р
Итоговый размер вреда по дорогам 6 т/ось с учетом дорожно-климатических условий: 168.03 р

Пример расчета ущерба, причиненного дорогам, который предоставляется системой Росдормониторинга

Госпошлины раздора

К числу проблем перевозчики относят тот факт, что оплаченная в системе Росдормониторинга госпошлина не возвращается заявителю в случае отказа в выдаче спецразрешений, рассказал «Логирусу» президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин. Сейчас ведомство объясняет взимание госпошлины тем, что система выполняет работу по построению маршрута, вне зависимости от его согласования, – пояснил собеседник «Логируса».

Скриншот интерфейса системы Росдормониторинга

По словам менеджера подразделения по подготовке разрешительной документации ГК «АСТ Плюс» Олега Беззубова, были прецеденты, когда перевозчикам удавалось через суд вернуть уплаченную госпошлину за не выданные разрешения. Однако, игра стоит свеч только в случае, если компания возвращает деньги не за одну квитанцию.

– Конечно, с одной стороны, заплатить 1600 рублей госпошлины – гораздо дешевле, чем отдать 10-15 тысяч посреднику за оформление спецразрешения, как мы делали это до внедрения онлайн-сервиса. При этом, комиссионер дает гарантию на свои услуги, а значит «дозвол», пусть через пару дней, но будет получен. Система же подобной обязательностью похвастать не может, – отметил коммерческий директор ТК «Тихоокеанская звезда» Роман Хмелев.

В итоге, портал Росдормониторинга становится еще одним инструментом изъятия денег у перевозчиков по принципу казино. Ведь вряд ли кто-то из участников рынка захочет платить ведомству за «возможность угадать маршрут».

На сайте Росдормониторинга указано, что техническая поддержка предоставляет дополнительные разъяснения по работе в системе в формате 24/7. Однако, в реальности ситуация обстоит иначе, отметил менеджер подразделения по подготовке разрешительной документации ГК «АСТ Плюс» Олег Беззубов.

– В случае каких-то трудностей, связанных с оформлением разрешений, мы периодически связываемся с представителями техподдержки сервиса. Несмотря на то, что реагируют они не всегда быстро, без ответа наши обращения не остаются. Здесь 50/50 – иногда бывало, что проблема решалась практически мгновенно как раз благодаря специалистам службы. Но, были и ситуации, когда кроме рекомендаций по изменению маршрута, мы не получали ничего, – поделился опытом собеседник «Логируса».

«Слепые зоны» онлайн-карт

Несмотря на то, что перевозчики констатируют проблемы с выдачей спецразрешений на перевозку крупногабарита, в Росдормониторинге рапортуют об улучшении ситуации. Так, по данным ведомства, за 7 месяцев 2024 года доля отказов в выдаче спецразрешений снизилась в два раза – с 10,1% до 5 %. И отрицательные решения, в первую очередь, связаны с владельцами автомобильных дорог. Не Росдормониторинга, подчеркнули в ведомстве.

По словам президента ассоциации «Грузавтотранс» Владимира Матягина, определенные претензии к владельцам автомагистралей действительно есть. Так, например, они еще не полностью внесли данные о подведомственных им участках дорог в систему Росдормониторинга, рассказал экспепрт. Это приводит к тому, что перевозчики допускают ошибки при построении маршрутов.

Кроме того, по словам собеседников «Логируса», в системе Росдормониторинга не хватает данных о:

  • • километраже трасс и магистралей;

  • • технической информации о ширине и категории дорог;

  • • объектах инфраструктуры на участке, включая мосты, трубопроводы, эстакады и пр. сведений о среднесуточной интенсивности движения;

  • • текущих ремонтных работах.

В связи с этим, говорят представители компании Barrus Projects, перевозчики вынуждены самостоятельно связываться с собственниками дорог и выяснять у них вышеперечисленные данные.

– Приходится звонить и спрашивать о каждом участке дороги, сможет ли автопоезд проехать по той или иной улице. В зависимости от региона, с которым общаемся и от габаритов груза, такая процедура занимает от часа до трех дней, – рассказал менеджер подразделения по подготовке разрешительной документации ГК «АСТ Плюс» Олег Беззубов.

Перевозчики также обязаны предоставлять натуральные замеры и фотоматериалы с дорог при формировании проекта организации дорожного движения, добавил собеседник «Логируса».

Однако в Росдормониторинге заверили, что эта проблема скоро канет в лету. Так как в сентябре этого года вступит в силу Приказ Минтранса РФ №361 «Об установлении Требований к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства» (ист.). Он обяжет балансодержателей предоставлять все данные, необходимые перевозчику для разработки проекта организации дорожного движения.

Дозвол с препятствиями и работа над ошибками

За полтора года пользования системой Росдормониторинга у перевозчиков накопилось множество претензий и жалоб. В этой статье «Логирус» структурировал и обобщил их. Надеемся, что оператор учтет опыт транспортных компаний, доработает систему и процесс оформления спецразрешений действительно не будет занимать больше 2-3 часов.

 

Нехватка данных о дорожной сети

 
 

В системе некорректно отображаются дорожные знаки и действующие ограничения на проезд по участкам дорог.

 

На платформе нет данных о километраже трасс и магистралей; технической информации о ширине и категории дорог; объектах инфраструктуры на участке, включая мосты, трубопроводы, эстакады и пр. сведений о среднесуточной интенсивности движения.

    

Некорректная работа системы

   

При оформлении заявки на перевозку, система не учитывает участки дорог, где проводятся ремонтные работы или есть другие ограничения, и позволяет включать их в маршрут.   

Изменить маршрут, не согласованный собственником дороги, нельзя.

Система не поясняет, по каким причинам нельзя проехать по выбранному перевозчиком маршруту.

     

Проблемы с расчетом платежей

   

Оплаченная в системе Росдормониторинга госпошлина не возвращается заявителю в случае отказа в выдаче спецразрешения.

Нет разбивки ущерба, причиненного дорожному покрытию, по каждому участку, включенному в маршрут.

Предварительный расчет ущерба дорожному покрытию, который делает система, ниже реально выставленного перевозчику счета на 5-15%.




1Скатность – это количество шин на одной оси грузового транспортного средства. Односкатная ошиновка улучшает проходимость авто, так как давление на грунт увеличивается за счет малой площади и уменьшается расход топлива. Двускатная ошиновка применяется для большегрузов. Основной принцип – уменьшить давление на дорожное полотно, исключив тем самым его разрушение, и за счет этого увеличить грузоподъемность автомобиля.

Тэги: спецразрешения, негабарит, ГрузАвтоТранс, АСТ Плюс, Тихоокеанская звезда, SOTA Logistic, Barrus Projects
05.09.2024

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Личные трудности Лучшие люди Опыт в помощь Оценка Логизорро Раскопки Складская логистика Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх