За либерализацию тарифов ФАС может потребовать у морских портов «выкуп»
26 июня 2018Исключением станут «щедрые» стивидоры, которые не жалеют денег на развитие объектов федеральной собственности
ФАС подготовила и направила ведомствам и организациям проект постановления правительства, которое дерегулирует тарифы на погрузку, выгрузку и хранение грузов в морских портах, пишет «Коммерсантъ». Исключения составят порты Крайнего Севера и нефтеналивные терминалы «Транснефти». Также из-под контроля выйдут буксиры, лоцманская проводка и обеспечение экологической безопасности. В речных портах и на внутренних водных путях предлагается сохранить лишь регулирование тарифов на обеспечение безопасности плавания. В Минтрансе получение документа «Ъ» подтвердили, добавив, что по результатам рассмотрения проекта направят в Антимонопольную свою позицию по данному вопросу.
Российские порты распрощаются с долларами и евро
Российским портам навязали рубли, но оставили валютную лазейку
Антимонопольная служба укажет российским портам на их место
– Взимать сбор следует не с судовладельцев, а со стивидоров, арендующих госимущество в портах. Его не должны платить частные инвесторы в инфраструктуру. Это позволит выровнять условия конкуренции между портами, – уверены в Антимонопольной службе.
Однако представления ФАС и стивидоров об инвестициях в портовое госимущество иногда не совпадают. Так, приводит пример «Ъ», в Туапсинском морском торговом порту служба нарушений не обнаружила. А Новороссийский морской торговый порт (НМТП) обвинила в злоупотреблении доминирующим положением, отдельно отметив отсутствие вложений в инфраструктуру. В то время как по данным НМТП, за десять лет компания израсходовала на эти цели 2,16 млрд рублей. В целом же гособъекты финансируются за счет инвестпрограммы Росморпорта или бюджета.
По словам одного из источников «Ъ» в отрасли, инвестиции по сути «зашиты в договора аренды причалов». Но ФАС считает их недостаточными. Так как при общих доходах в 350 млрд рублей стивидоры платят Росморпорту за аренду инфраструктуры 1-2% или около 3 млрд рублей. Плавное повышение ставок на горизонте 3-5 лет может дополнительно принести до 50 млрд рублей. Такие расчеты год назад озвучивал глава Антимонопольной Игорь Артемьев.
Еще один собеседник издания уверен, что облагать стивидоров инвестсбором несправедливо. Так как «акваторию, средства управления движением судов, навигационное оборудование» используют судовладельцы. Кроме того, у него есть собственный взгляд на причины введения дополнительных платежей. Они нужны для «отката» стоимости судозаходов до уровня 2014 года. Другой источник «Ъ» и вовсе считает, что увязка в рамках одного документа долгожданной либерализации и введения сбора со стивидоров похожа на попытку сделать первую меру заложником второй. Хотя логической связи между ними и нет.
В большинстве российских портов тарифы перестали регулировать еще в 2013-2014 годах. В августе 2017-го вице-премьер Аркадий Дворкович поручил Минтрансу и ФАС проанализировать состояние конкурентной среды и выработать предложения по отмене госрегулирования. Исследованием по их заказу занимались РСПП РЭУ имени Плеханова и Аналитический центр при правительстве, которые подтвердили наличие на рынке развитой конкуренции. В отличие от нефтеналива, где около 80% грузов приходится на стивидорные компании «Транснефти».
Тэги: ФАС, морские порты, стивидорные услуги, тарифы, тарифное регулирование, тарифная политика
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости