Скидки за километраж Антимонопольная сочла ненужными
28 мая 2024Отказ от возобновления льгот грозит потерей 30–40 млн тонн экспорта угля в 2024 года, считают эксперты
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не поддерживает возобновление применения понижающих коэффициентов к тарифу ОАО «РЖД» на экспортные перевозки угля. Об этом пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо ведомства в Минэнерго от 20 мая.
– Меры направлены на снижение доли логистических затрат и позволят поддержать российскую угольную промышленность в период низких мировых цен на каменный уголь, – поясняли в министерстве.
По оценке железнодорожной монополии, возврат понижающих коэффициентов «с учетом эффекта кредитного рычага» приведет к потере ₽295 млрд доходов, или почти четверти от совокупной инвестиционной программы монополиста на 2024 год.
Также при возврате понижающих коэффициентов доходы от перевозок угля не смогут в полном объеме возмещать эксплуатационные расходы, указывали в ОАО «РЖД».
ФАС поддерживает тезис о выпадающих доходах «РЖД», следует из документа, хотя размер выпадающих доходов монополии служба оценивает примерно в ₽145 млрд в 2024 году. Как отмечается в письме службы, при возврате понижающих коэффициентов перевозки угля станут нерентабельными для госмонополиста.
В обращении ФАС подчеркивается, что угольные компании как владельцы собственных полувагонов и терминалов могут влиять на величину транспортных затрат. По данным службы, поставка угля до порта (на базисе FOB) по состоянию на март обходилась в диапазоне от ₽4,1 тыс. до ₽5,5 тыс. за тонну для основных направлений экспорта.
– В случае возобновления действия понижающих коэффициентов экономия составит от 300 до 800 рублей за тонну в зависимости от маршрута, – пишет ФАС.
Доля нерегулируемых логистических составляющих в транспортных затратах, подчеркивают в службе, в среднем около 64%, или ₽3,4 тыс. за тонну. В сегменте перевозок в полувагонах более 50% всех экспортных поставок осуществляются в вагонном парке компаний, которые также контролируют морские терминалы, занимающие около 60% в общем объеме перевалки угля, сказано в письме ФАС.
Льготный коэффициент на перевозку угля «жизненно необходим» на южном и северо-западном направлениях, считает главный стратег инвесткомпании «Вектор Икс» Максим Худалов. Цены остаются крайне низкими и с действующими железнодорожными тарифами и ставками перевалки в портах даже поставки сортового угля нерентабельны.
Эксперт полагает, что применение понижающих коэффициентов дало бы увеличение перевозки, дополнительные доходы для «РЖД» и разгрузило бы дефицитное восточное направление, которое сегодня фактически выступает единственным маршрутом экспорта энергетического угля. В противном случае, предупреждает эксперт, есть риск потери до 30-40 млн тонн экспорта энергетического угля в 2024 году.
Морской экспорт угля из РФ в январе-марте снизился на 21% год к году, до 33 млн тонн, подсчитали в Kpler. В январе-апреле перевалка каменного угля в российских портах сократилась на 15%, до 59,5 млн тонн, по данным Ассоциации морских торговых портов.
Напомним, ОАО «РЖД» не готово давать скидку на перевозки согласованных с регионами объемов экспортного угля на юг для разгрузки Восточного полигона без дополнительных условий. LR
История вопроса
«РЖД» хочет «перекроить» топливные маршруты под предлогом оптимизации
Угольщики «взбунтовались» против тарифов на перевалку
До июня 2022 года для дальних перевозок экспортного угля действовали льготные коэффициенты к тарифу ОАО «РЖД» 0,4 и 0,895. Потом льготы были временно отменены. Отмена каждый год продлевается, последний раз – до 31 декабря. В апреле Минэнерго предложило возобновить применение понижающих коэффициентов и ввести скидки на тариф «РЖД» в размере 12,8%.«РЖД» хочет «перекроить» топливные маршруты под предлогом оптимизации
Угольщики «взбунтовались» против тарифов на перевалку
– Меры направлены на снижение доли логистических затрат и позволят поддержать российскую угольную промышленность в период низких мировых цен на каменный уголь, – поясняли в министерстве.
По оценке железнодорожной монополии, возврат понижающих коэффициентов «с учетом эффекта кредитного рычага» приведет к потере ₽295 млрд доходов, или почти четверти от совокупной инвестиционной программы монополиста на 2024 год.
Также при возврате понижающих коэффициентов доходы от перевозок угля не смогут в полном объеме возмещать эксплуатационные расходы, указывали в ОАО «РЖД».
ФАС поддерживает тезис о выпадающих доходах «РЖД», следует из документа, хотя размер выпадающих доходов монополии служба оценивает примерно в ₽145 млрд в 2024 году. Как отмечается в письме службы, при возврате понижающих коэффициентов перевозки угля станут нерентабельными для госмонополиста.
В обращении ФАС подчеркивается, что угольные компании как владельцы собственных полувагонов и терминалов могут влиять на величину транспортных затрат. По данным службы, поставка угля до порта (на базисе FOB) по состоянию на март обходилась в диапазоне от ₽4,1 тыс. до ₽5,5 тыс. за тонну для основных направлений экспорта.
– В случае возобновления действия понижающих коэффициентов экономия составит от 300 до 800 рублей за тонну в зависимости от маршрута, – пишет ФАС.
Доля нерегулируемых логистических составляющих в транспортных затратах, подчеркивают в службе, в среднем около 64%, или ₽3,4 тыс. за тонну. В сегменте перевозок в полувагонах более 50% всех экспортных поставок осуществляются в вагонном парке компаний, которые также контролируют морские терминалы, занимающие около 60% в общем объеме перевалки угля, сказано в письме ФАС.
Льготный коэффициент на перевозку угля «жизненно необходим» на южном и северо-западном направлениях, считает главный стратег инвесткомпании «Вектор Икс» Максим Худалов. Цены остаются крайне низкими и с действующими железнодорожными тарифами и ставками перевалки в портах даже поставки сортового угля нерентабельны.
Эксперт полагает, что применение понижающих коэффициентов дало бы увеличение перевозки, дополнительные доходы для «РЖД» и разгрузило бы дефицитное восточное направление, которое сегодня фактически выступает единственным маршрутом экспорта энергетического угля. В противном случае, предупреждает эксперт, есть риск потери до 30-40 млн тонн экспорта энергетического угля в 2024 году.
Морской экспорт угля из РФ в январе-марте снизился на 21% год к году, до 33 млн тонн, подсчитали в Kpler. В январе-апреле перевалка каменного угля в российских портах сократилась на 15%, до 59,5 млн тонн, по данным Ассоциации морских торговых портов.
Напомним, ОАО «РЖД» не готово давать скидку на перевозки согласованных с регионами объемов экспортного угля на юг для разгрузки Восточного полигона без дополнительных условий. LR
Тэги: ФАС, тарифная политика, РЖД
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости