Уголь для Хакасии – это все, но для экспорта нужна господдержка
12 августа 2024Регион, удаленный от всех портов, теряет налоговые поступления от угольной отрасли
Глава Хакасии Валентин Коновалов обратился к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой поручить правительству оказать угольной отрасли региона поддержку. В частности, увеличить квоту на вывоз угля на экспорт в восточном направлении на 2024 год с 6,5 млн до 10 млн тонн, возобновить применение понижающих коэффициентов при определении платы за перевозки угля 0,4 и 0,895, а также установить скидки в рамках тарифного коридора ОАО «РЖД» в размере 12,8%. Об этом сообщает «Коммерсантъ».
В обращении говорится, что Хакасия добывает в год 26 млн тонн угля, 10% населения республики зависит от угольной отрасли. Представитель СУЭК, которая работает в регионе, заявил изданию, что вывоз – главная проблема угольщиков региона.
Положение в угольной отрасли региона обсуждалось на совещании Минэнерго в начале августа. Как следует из протокола, правительство Хакасии доложило, что в 2023 году от угольной отрасли недополучено ₽3 млрд налогов, а в первой половине 2024 года – ₽6 млрд. Сумма недополученных налогов за полтора года соответствует 30% от собственных доходов бюджета республики.
– Хакасия уже не в состоянии выполнять свои социальные обязательства, в том числе по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, – говорится в протоколе и сказано, что недополученные средства бюджета от налоговых поступлений угольных предприятий должны быть компенсированы республике из федерального бюджета.
Меры, предложенные главой Хакасии, соответствуют традиционным запросам угольной отрасли к РЖД. Вернуть льготные коэффициенты к тарифу монополиста и ввести скидку в 12,8% ранее предлагало Минэнерго. Против инициативы выступили Федеральная антимонопольная служба и ОАО «РЖД».
Экспортные перевозки угля из Хакасии в восточном направлении в I полугодии выросли на 5,8%, до 3,33 млн тонн, но показатель оказался ниже плана на 5% из-за необходимости приоритетной погрузки угля для тепловой генерации во внутрироссийском сообщении, поясняют в госмонополии. В III квартале из республики будет дополнительно вывезено на экспорт 0,2 млн тонн. В июле, по данным РЖД, отгрузка угля на экспорт из Хакасии в восточном направлении была выше плана на 2,4%, за первые восемь дней августа – на 13,1%. Всего по итогам года планируется вывезти на восток 6,5 млн тонн экспортного угля, что на 6,4% выше уровня 2023 года.
Финплан и инвестпрограмма, предусматривающая масштабное развитие железных дорог в том числе для вывоза экспортного угля, сверстаны исходя из утвержденного уровня тарифов. А скидка к железнодорожному тарифу приведет к непокрываемым убыткам РЖД, полагают в компании. В случае необходимости в монополии предлагают поддержать угольную отрасль через прямые государственные субсидии.
Главный стратег инвестиционной компании «Вектор Икс» Максим Худалов ожидает роста стоимости угля на $5-7 за тонну в связи с ростом цен на газ в ЕС на фоне боевых действий в Курской области, где находится ГИС «Суджа», обеспечивающая транзит российского газа через Украину в Европу. На более серьезное удорожание угля эксперт не рассчитывает до начала снижения ставок в США. Но и сильного снижения цен аналитик не ждет, указывая, что большинство поставщиков энергетического угля работают с нулевой или отрицательной рентабельностью.
Напомним, Федеральная антимонопольная служба не поддерживает возобновление применения понижающих коэффициентов к тарифу ОАО «РЖД» на экспортные перевозки угля. Об этом говорится в письме ведомства в Минэнерго от 20 мая 2024 года. LR
История вопроса
РЖД готова обменять скидки на «компенсационные тарифные решения»
Интерес РЖД к портам Азово-Черноморского бассейна не угаснет, но монополия хочет гарантий
Среднее расстояние перевозки – 5,2 тыс. км. Железнодорожный тариф в 2022-2024 годах возрос на 54%, в результате чего уровень железнодорожной составляющей в цене обогнал накопленную инфляцию на 25%.РЖД готова обменять скидки на «компенсационные тарифные решения»
Интерес РЖД к портам Азово-Черноморского бассейна не угаснет, но монополия хочет гарантий
В обращении говорится, что Хакасия добывает в год 26 млн тонн угля, 10% населения республики зависит от угольной отрасли. Представитель СУЭК, которая работает в регионе, заявил изданию, что вывоз – главная проблема угольщиков региона.
Положение в угольной отрасли региона обсуждалось на совещании Минэнерго в начале августа. Как следует из протокола, правительство Хакасии доложило, что в 2023 году от угольной отрасли недополучено ₽3 млрд налогов, а в первой половине 2024 года – ₽6 млрд. Сумма недополученных налогов за полтора года соответствует 30% от собственных доходов бюджета республики.
– Хакасия уже не в состоянии выполнять свои социальные обязательства, в том числе по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, – говорится в протоколе и сказано, что недополученные средства бюджета от налоговых поступлений угольных предприятий должны быть компенсированы республике из федерального бюджета.
Меры, предложенные главой Хакасии, соответствуют традиционным запросам угольной отрасли к РЖД. Вернуть льготные коэффициенты к тарифу монополиста и ввести скидку в 12,8% ранее предлагало Минэнерго. Против инициативы выступили Федеральная антимонопольная служба и ОАО «РЖД».
Экспортные перевозки угля из Хакасии в восточном направлении в I полугодии выросли на 5,8%, до 3,33 млн тонн, но показатель оказался ниже плана на 5% из-за необходимости приоритетной погрузки угля для тепловой генерации во внутрироссийском сообщении, поясняют в госмонополии. В III квартале из республики будет дополнительно вывезено на экспорт 0,2 млн тонн. В июле, по данным РЖД, отгрузка угля на экспорт из Хакасии в восточном направлении была выше плана на 2,4%, за первые восемь дней августа – на 13,1%. Всего по итогам года планируется вывезти на восток 6,5 млн тонн экспортного угля, что на 6,4% выше уровня 2023 года.
Финплан и инвестпрограмма, предусматривающая масштабное развитие железных дорог в том числе для вывоза экспортного угля, сверстаны исходя из утвержденного уровня тарифов. А скидка к железнодорожному тарифу приведет к непокрываемым убыткам РЖД, полагают в компании. В случае необходимости в монополии предлагают поддержать угольную отрасль через прямые государственные субсидии.
Главный стратег инвестиционной компании «Вектор Икс» Максим Худалов ожидает роста стоимости угля на $5-7 за тонну в связи с ростом цен на газ в ЕС на фоне боевых действий в Курской области, где находится ГИС «Суджа», обеспечивающая транзит российского газа через Украину в Европу. На более серьезное удорожание угля эксперт не рассчитывает до начала снижения ставок в США. Но и сильного снижения цен аналитик не ждет, указывая, что большинство поставщиков энергетического угля работают с нулевой или отрицательной рентабельностью.
Напомним, Федеральная антимонопольная служба не поддерживает возобновление применения понижающих коэффициентов к тарифу ОАО «РЖД» на экспортные перевозки угля. Об этом говорится в письме ведомства в Минэнерго от 20 мая 2024 года. LR
Тэги: уголь, экспорт, меры поддержки
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости