Единое морское окно в России не работает, перевозчики устали от «зоопарка инфосистем»

3 июля 2024

Сейчас операторы при каждом судозаходе в порт должны подать документы в пять разных ведомств по пяти разным каналам

Единое морское окно в России не работает, перевозчики устали от «зоопарка инфосистем»

В России все готово для того, чтобы запустить «единое морское окно» для грузоперевозчиков, но оно не работает. Об этом на конференции «Shipping&digital. Опыт 2024» заявил представитель Национальной ассоциации морских агентов Владимир Коростелев.

Вместо этого, заходя в один из 67 портов РФ, морские перевозчики должны подать документы в пять разных ведомств по пяти разным каналам. Санитарно-карантинному контролю данные направляются по электронной почте, пограничному контролю – нарочным в бумажном виде либо по факсу на термобумаге, перечислил Владимир Коростелев.

Для капитана порта данные направляются сразу в две инфосистемы. Первая – это система государственного портового контроля, в нее перевозчик при заходе в порт загружает 33 скана бумажных документов, а при выходе – 39 скан-копий. Вторая – это система регистрации заходов и отходов судов.

И, наконец, таможне морские перевозчики передают документы через подсистему КПС «Портал Морской порт», закончил перечислять эксперт.

– Мы хотим, чтобы вместо этого зоопарка систем, осталась одна, куда морские агенты могли бы однократно в едином формате загружать все документы, подтверждающие выполнение требований всех регулирующих органов. Другими словами, мы хотим однократного предоставления и многократного использования данных, – заявил представитель Национальной ассоциации морских агентов Владимир Коростелев.

По мнению эксперта, механизм «единого морского окна» можно реализовать либо на базе КПС «Портал Морской порт», либо на базе модуля регистрации судозаходов, которая принадлежит Минтрансу. Но в 80% случаев, основываясь на международном опыте, оператором системы «единого окна» все-таки становятся таможенные органы.

Вместе с тем в мире механизм «единого морского окна» стал обязательным с 1 января 2024 года, согласно резолюции Международной морской организации (IMO). Его применение обязательно при предоставлении информации перед прибытием судна в порт и его убытии. Подробную инструкцию на 39 страницах о том, как создать «единое морское окно», IMO, кстати, опубликовала еще в 2023 году, подчеркнул Владимир Коростелев. И этот механизм уже успешно работает не только в странах Евросоюза, но и Египте, Индии, Иране, Китае и Эфиопии. В числе «отстающих» помимо России – Бразилия, ОАЭ и ЮАР.

Напомним, Минтранс предложил в рамках создания Национальной цифровой транспортно-логистической платформы провести с 1 мая 2024 года годовой пилотный проект по переходу на электронный документооборот при грузоперевозках всеми видами транспорта. LR

Фото: atasam.org

Тэги: морские грузоперевозки, информационные системы, электронный документооборот







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх