«Ремонтникам» разрешат «копии»

13 марта 2024

Сегодня компании, которые восстанавливают компоненты зарубежных производителей, нарушают законодательство об авторских правах

«Ремонтникам» разрешат «копии»

Директор Ассоциации параллельного импорта Анатолий Семенов обратился к члену комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, депутату Рифату Шайхутдинову с просьбой легализовать ремонт иностранного оборудования без оригинальных запчастей. Об этом пишет газета «Известия». В России несколько прецедентов рассматривал суд по интеллектуальным правам и постановил конфисковать самовольно восстановленные запчасти.

Судебное решение от 2 сентября 2019 года коснулось ООО «Рейканен партс», которая осуществляла восстановительный ремонт деталей зарубежных компаний, как Volkswagen, Audi, Skoda, Seat, Mercedes, и прочих. Было установлено, что отремонтированные детали имели отличия от оригинальной продукции.

ООО «Бермоторс» осуществляла ремонтные работы силового агрегата ЯМЗ 238НДЗ, изготавливаемого обществом «Автодизель», и попыталась направить продукцию на экспорт, но суд установил, что характеристики товара уже отличались от оригинальных и постановила конфисковать продукцию.

– Целый ряд практикообразующих прецедентных решений закрепили для нижестоящих судов позицию о том, что неавторизованный правообладателем ремонт оригинальных товаров приводит к созданию товара ненадлежащего качества, что равносильно, по мнению суда, по интеллектуальным правам, к производству подделки, – пояснил газете Анатолий Семенов.

Неопределенность п. 2 ст. 133 ГК РФ («О неделимых вещах») в сочетании с положениями статьи 1487 ГК РФ («Исчерпание исключительного права на товарный знак») вынуждает суды истолковывать ремонт и последующую перепродажу как введение в оборот новой вещи, а значит, невольно восстанавливать исключительное право. При этом за два года после введения антироссийских санкций импортированная техника стала чаще выходить из строя, добавил Анатолий Семенов.

– Сегодня компании, которые восстанавливают компоненты зарубежных производителей, действительно нарушают законодательство об авторских правах. Российский импортированный автомобильный парк стареет, и вопрос ремонта становится все более актуальным, – отметил вице–президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

Необходимо разрешить бизнесу ремонтировать оборудование без оглядки на производителя оригинала, если тот ушел с российского рынка.

– С одной стороны, в РФ разрешено импортировать товары без разрешения правообладателя по списку, составляемому Минпромторгом. С другой, в этом перечне нет запчастей к ввезенной продукции. Получается, что по нашим собственным законам без разрешения недружественного правообладателя нельзя проводить никакой ремонт (все ввозимые комплектующие приравниваются к контрафакту), хотя по ряду позиций уже отлажено производство собственных деталей, – подчеркнул член экспертного совета комитета по защите конкуренции Госдумы Дмитрий Тортев.

Проблема актуальна для таких отраслей, как строительство, энергетика, промышленность, поэтому велика вероятность, что решения по изменению законодательства будут масштабированы.

С учетом вводимых санкций на поставки иностранного оборудования в Россию необходимо было давно отказаться от системы какого–либо соблюдения авторских, интеллектуальных и патентных прав, считает зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев.

Минэнерго совместно с Минпромторгом прорабатывают возможность смягчения требований к ремонту для нефтеперерабатывающих предприятий и разрешения использовать неоригинальные запчасти в рамках механизма обратного инжиниринга. Это процесс создания копии детали по уже существующему образцу. Он не находится под запретом: законодательство России и правовые нормы Евразийского экономического союза допускают замену запчастей и комплектующих без согласования с изготовителем оригинала.

Однако положения техрегламента Таможенного союза (ТР ТС010/2011), а также правила промбезопасности, утвержденные Ростехнадзором, устанавливают необходимость соблюдения предприятиями руководства по эксплуатации оборудования, которые требуют использовать только оригинальные запчасти. В итоге заводы рискуют попасть под штрафы, поэтому потенциал применения обратного инжиниринга в России пока ограничен, рассказывал источник в отрасли.

Одной из проблем для отечественного специализированного машиностроения является восстановление техники из бывших в употреблении запчастей и восстановление бывших в употреблении комплектующих, сказал изданию представитель российской ассоциации производителей специализированной техники «Росспецмаш».

– Зачастую восстановленные таким образом машины и компоненты реализуют под видом новой продукции, что вводит потребителя в заблуждение. В результате чего на рынок попадает контрафактная, опасная для жизни и здоровья техника. Это также приводит к убыткам добросовестных игроков рынка, выпускающих новые, современные, высокопроизводительные машины и оборудование, – отметил собеседник издания.

Для решения этой проблемы необходимо бороться с недобросовестным прохождением сертификации, повышать требования технических регламентов для широкого спектра машин и вводить технические регламенты в случае их отсутствия для отдельных видов техники, считает эксперт.

Напомним, после ухода иностранных производителей автозапчастей и комплектующих, российские автосервисы все чаще стали сталкиваться с фальсификатом. LR

Тэги: запчасти, параллельный импорт, законодательство







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх