Производителям дронов выставят оценки… за локализацию

14 июня 2023

Ужесточение требований «убьет рынок на самом старте», опасаются эксперты

Производителям дронов выставят оценки… за локализацию

До 23 июня продлится обсуждение поправок к постановлению Правительства №719 от 9 июня, которое вводит балльную систему оценки локализации беспилотных авиационных систем (БАС). Опрошенные изданием «Коммерсантъ» участники и эксперты рынка сомневаются, что разработанные Минпромторгом критерии признания дронов произведенными в РФ приведут к реальному росту локализации.

С даты вступления поправок в силу производители должны набрать не менее 400-800 баллов в зависимости от типа и массы беспилотника с поэтапным повышением минимально допустимого порога с 1 января 2026 года до 1,3 тыс. баллов для мультироторов массой до 1 кг, не менее 1,7 тыс. баллов для БАС самолетного типа весом до 30 кг и 2 тыс. – для тяжелых машин массой до 500 кг. Наибольшее количество баллов (по 300) присваивается за производство или применение отечественных двигателей, бортовых систем управления полетом и программного обеспечения. Остальные элементы – шасси, рамы и прочие – оцениваются ниже.

После утверждения требований к локализации будет сформирован реестр производителей БАС.

Часть опрошенных участников рынка отмечает, что ужесточение требований по минимальной локализации может поспособствовать импортозамещению. Но пока критерии описаны без конкретики, по мнению некоторых собеседников, это позволит набирать баллы «за счет отечественного окрашивания и сборки зарубежных компонентов». Другие утверждают, что ужесточение требований «убьет рынок на самом старте».

Всю электронику, утверждает гендиректор входящей в профильный НТИ «Аэронет» компании «Курсир» Виталий Муниров, «вряд ли получится покрыть», но в целом это достижимо, «когда речь идет о фюзеляже и материалах». В микроэлектронике возможно замещение лишь «определенного процента» в составе тяжелой техники. На первых этапах производители будут добиваться набора баллов за счет использования российских «вспомогательных деталей» в составе зарубежных.

– Но в целом это даст импульс развитию российских комплектующих, – уверен он.

Собрать полностью российский дрон за 7-10 лет «кажется малореальным», особенно когда речь идет о технике массой до 30 кг, из-за невозможности производства в РФ необходимой номенклатуры электронно-компонентной базы, говорит гендиректор «Геоскана» Алексей Юрецкий.

– Это одна из ключевых наших зависимостей, и пока разрыв в технологиях только нарастает. Для больших беспилотников шансы повышаются, – поясняет он.

Производители легких беспилотников считают требования по локализации для этого типа техники преждевременными. Единые критерии к дронам до 30 кг и тяжелой технике «непрофессиональны».

– Есть как FPV-дроны (First Person View), так и самолетного типа с полетным заданием, и летают эти аппараты по разным принципам, используются разные устройства управления, и степень сложности их в реализации РФ принципиально разная, – рассуждает анонимный собеседник «Ъ».

Не все производители смогут позволить себе перейти на нужный объем отечественных комплектующих, либо из-за их высокой стоимости, либо из-за низких темпов производства.

– Минпромторг, очевидно, неспособен в срок до 2026 года организовать производство сертифицированного поршневого авиадвигателя для БВС массой более 30 кг, а в части электропривода у Минпромторга отсутствуют технологии производства современных литиевых батарей, – указывает глава Ассоциации малых авиационных предприятий Сергей Детенышев.

По его мнению, «беспилотник в принципе не должен быть признан российским, если он оснащен иностранным авиадвигателем, импорт которых легко блокируется». Интерес к производству таких двигателей не «вызвать регуляторными требованиями».

При отсутствии серийного производства, ни один разработчик в РФ не сможет обеспечить конкурентоспособные цены на силовые установки, но если производителей БАС «привязать к баллам», они будут вынуждены «договариваться с китайскими поставщиками на предоставление рабоче-технической документации и выдавать двигатели за свои».

Чтобы избежать тех же ошибок, как в автопроме, требования к локализации нельзя повышать, пока не «появится реальный рыночный спрос, госзаказ и господдержка на равных условиях».

Напомним, недавно Минтранс разработал проект постановления Правительства с изменениями в федеральные правила использования воздушного пространства России. Нововведения касаются упрощения регламентов для развития отрасли гражданских беспилотников. LR

Фото: news.utmn.ru

Тэги: дроны, законодательство, локализация







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх