Попытка РЖД откреститься от угля не удалась
31 октября 2024Но соглашения хотят спустить на «корпоративный уровень»
Кабмин обсуждает возможность сохранить на 2025 год соглашения между РЖД и угольщиками на вывоз твердого топлива в восточном направлении. При этом заключать соглашения предлагается напрямую с компаниями, а не с регионами, пишет «РБК».
Среди ключевых аргументов, подтверждающих необходимость непродления угольных квот, Белозеров обозначал потенциальные потери РЖД в доходах на уровне 25 млрд руб. Сейчас перевозки в восточном направлении обеспечивают более 30% доходов холдинга, около 60% провозной способности Восточного полигона задействовано для транспортировки угля по соглашениям, указывал он в письме к Путину. При этом доходность перевозок неугольных грузов в 1,8 раза выше доходности перевозок твердого топлива.
Сейчас только восточное направление позволяет «гарантированно зарабатывать» угольным компаниям, напоминает Максим Худалов, главный стратег инвестиционной компании «Вектор Капитал». В этом году РЖД не заключали соглашение с Новосибирской областью в силу более высоких цен на антрацит, существенный объем которого добывается в регионе, – это условие позволяет транспортировать его в направлении южных портов. По итогам 2024 года через порты Дальнего Востока предусмотрен экспорт такого топлива в объеме порядка 5 млн тонн. Среди компаний, чьи интересы могли бы быть учтены при установлении квот, Худалов указывает на «Колмар» и «Эльгу» (Якутия), а также «СУЭК-Красноярск» и «Востсибуголь». Большей части экспортеров из Кузбасса прямых договоров с РЖД не понадобится, считает эксперт.
По оценке Максима Худалова, при реализации предложения в восточном направлении может быть транспортировано около 95-100 млн тонн угля в 2025 году. Низкие цены в отрасли для российских поставщиков, вероятно, приведут к банкротству ряда компаний, и вывезти весь плановый объем вряд ли удастся, полагает эксперт.
По мнению Александра Слободяника, руководителя аналитических проектов Rollingstock Agency, для того чтобы предложенная конфигурация была максимально прозрачна, необходимо проработать соответствующую методику.
Напомним, что в 2024 году РЖД перевезли 74,1 млн тонн угля на восток по соглашению с угольщиками, что на 2,3% больше, чем в 2023 году. LR
История вопроса
Угольщики «взбунтовались» против тарифов на перевалку
Грузы в лабиринте транспортных коридоров
Железные дороги экспериментируют с директивами
Промежуточное решение подразумевает проработку возможности сохранения угольных квот для Кемеровской области в объеме на уровне 2024 года (в этом году соглашением установлен вывоз оттуда 54,1 млн тонн и порядка 100 млн тонн в общей сложности), отмену их непосредственно для регионов, но предоставление самим компаниям. Дополнительно предлагается изучить возможность подписать договор о перевозке с Новосибирской областьюУгольщики «взбунтовались» против тарифов на перевалку
Грузы в лабиринте транспортных коридоров
Железные дороги экспериментируют с директивами
Среди ключевых аргументов, подтверждающих необходимость непродления угольных квот, Белозеров обозначал потенциальные потери РЖД в доходах на уровне 25 млрд руб. Сейчас перевозки в восточном направлении обеспечивают более 30% доходов холдинга, около 60% провозной способности Восточного полигона задействовано для транспортировки угля по соглашениям, указывал он в письме к Путину. При этом доходность перевозок неугольных грузов в 1,8 раза выше доходности перевозок твердого топлива.
Сейчас только восточное направление позволяет «гарантированно зарабатывать» угольным компаниям, напоминает Максим Худалов, главный стратег инвестиционной компании «Вектор Капитал». В этом году РЖД не заключали соглашение с Новосибирской областью в силу более высоких цен на антрацит, существенный объем которого добывается в регионе, – это условие позволяет транспортировать его в направлении южных портов. По итогам 2024 года через порты Дальнего Востока предусмотрен экспорт такого топлива в объеме порядка 5 млн тонн. Среди компаний, чьи интересы могли бы быть учтены при установлении квот, Худалов указывает на «Колмар» и «Эльгу» (Якутия), а также «СУЭК-Красноярск» и «Востсибуголь». Большей части экспортеров из Кузбасса прямых договоров с РЖД не понадобится, считает эксперт.
По оценке Максима Худалова, при реализации предложения в восточном направлении может быть транспортировано около 95-100 млн тонн угля в 2025 году. Низкие цены в отрасли для российских поставщиков, вероятно, приведут к банкротству ряда компаний, и вывезти весь плановый объем вряд ли удастся, полагает эксперт.
По мнению Александра Слободяника, руководителя аналитических проектов Rollingstock Agency, для того чтобы предложенная конфигурация была максимально прозрачна, необходимо проработать соответствующую методику.
Напомним, что в 2024 году РЖД перевезли 74,1 млн тонн угля на восток по соглашению с угольщиками, что на 2,3% больше, чем в 2023 году. LR
Тэги: уголь, квоты, РЖД
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости