Перевозчики «отказываются от хлеба» и «лишнего веса». Тихо, мирно, без пикетов

29 января 2019

Пока у «перегрузов» есть мотивированные сторонники в контролирующих органах, «умные весы» на дорогах не помогут, предупреждают эксперты

Перевозчики «отказываются от хлеба» и «лишнего веса». Тихо, мирно, без пикетов

Забастовка перевозчиков, отказывающихся вести зерно по «нечестным» тарифам либо с перегрузом, расширяет географию. Начавшись в Ставрополье, Краснодаре и Ростове, к акции на данный момент присоединились Дагестан, Воронеж, Саратов, Самара и Курск. Об этом «Логирусу» сообщил президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин.


– Тарифы на транспортировку несправедливые. Перевозчик много лет терпел и вынужденно возил с перегрузом. Но терпение не бесконечно и вот оно лопнуло. Действующий сейчас тариф колеблется в коридоре от 1,4 до 1,5 рубля за тонну. Расходы на топливо в нем составляют порядка 70%. И это при том, что уже при затратах на топливо в размере 30-40%, достигается предел порога рентабельности перевозчика при условии соблюдения законодательства, – пояснил Владимир Матягин.


По данным координатора ассоциации «Дальнобойщик» Валерия Войтко, общее количество протестующих составляет 300, максимум 500 машин. Более точными статданными организация не располагает, так как «организационного ядра у этих акций протеста нет». Отказ от перевозок носит в большей степени стихийный характер и в нем участвуют преимущественно индивидуальные предприниматели, отмечает собеседник «Логируса».


По имеющимся у Владимира Матягина сведениям, региональные власти не предпринимают попыток общения с мирно протестующими перевозчиками. К активистам приезжают только представители правоохранительных органов для того, чтобы следить за тем, как перевозчики себя ведут.


– Сейчас мы налаживаем контакт с инициативными группами из регионов, чтобы попытаться направить их в рамки правового поля. В частности, 28 января я разослал обращения к протестующим, – сообщил Владимир Матягин.


Чтобы остановить потоки перегруженных машин и стабилизировать ситуацию с ценообразованием, президент ассоциации «Грузавтотранс» предложил протестующим в рамках ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» организовать пункты общественного контроля в местах весогабаритного контроля, где имеются факты пропуска перегруженных фур. Перевозчики не могут на законных основаниях вмешиваться в деятельность контролирующих органов, но они имеют право фиксировать нарушения, подчеркнул собеседник «Логируса».


И первые видеодоказательства не заставили себя долго ждать. На любительской съемке прекрасно видно, как на одном из терминалов в Краснодарском крае стоит фура, с наращенными бортами, «загруженная под завязку». Перегруз в данном конкретном случае, мягко говоря, бросается в глаза. По словам автора ролика, в грузовике около 78 тонн зерна. И он как-то доехал от элеватора до места разгрузки. Через все посты и пункты контроля.




При этом пока «заинтересованных в перегрузе остается больше, надеяться на решения проблемы через АСВГК не приходится», предупреждает заместитель генерального директора Smartseeds (LR. IT-платформа для автоматизации автоперевозок сельскохозяйственных грузов по модели Uber for X с использованием электронного документооборота) Тарас Коваль. Так как «мотивированные» контролирующие органы будут помогают объезжать весы АСВГК, продавая «тряпочку», как говорят в Ростове-на-Дону, или разрешая объезд весов через стоянку, как в Новороссийске. Пока сопротивление людей, заинтересованных в перегрузе и имеющих рычаги влияния, очень сильное, вариантов найдется много, резюмирует эксперт. 

В течении нескольких десятилетий сложилась ситуация, при которой внутренняя часть рынка поставок зерна на экспорт была существенно криминализирована, включая логистику, констатирует Тарас Коваль. Долгое время между покупателем и продавцом зерна существовали посредники, получившие название «CPT-ишники» (LR. Carriage Paid To – условия поставки, при которой продавец берет на себя все расходы по транспортировке продукции), которые обеспечивали подачу машин и осуществление деятельности финансовой схемы с уходом от НДС. С подписанием в мае 2017-го хартии АПК ситуация и модели ведения бизнеса начали меняться с ужесточения контроля НДС. В результате, одна часть товара стала закупаться экспортерами на условиях EXW (LR. условия поставки, при которых продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке, когда он предоставит товар в распоряжение покупателя на своем предприятии или в другом указанном месте), а другая – доставляться частично «обелившимися СРТ-шниками». 


– Я могу только предположить, что пока существовали всякие «черные схемы» с неучтенным зерном, был и «черный нал». Перевозчику могли накинуть что-то сверху до тех самых 1,3-1,4 рубля за тонно-километр. Сейчас же схемы продажи зерна обеляются. Посредников стало меньше, а те, что остались, больше платить не в состоянии, – рассуждает Валерий Войтко.


Еще больше накалила и без того взрывоопасную ситуацию в южных регионах проблема перегрузов. И вопреки расхожему мнению сами грузоперевозчики в них не заинтересованы, подчеркивает Тарас Коваль. В первую очередь главные интересанты – как зернотрейдеры, так и экспедиторы. Так как в их руках находится формирование рынка, поясняет эксперт.


– На прошлой неделе я был по рабочим вопросам в Ростове-на-Дону и Таганроге. Встречался с некоторыми перевозчиками. В первую очередь они работают для обеспечения своих семей. Им некуда деваться. Им говорят: «Не ты поедешь, поедет другой. За забором очередь из желающих ехать». Но, на мой взгляд, наверное, большинство перевозчиков все-таки уже пришло к понимаю, что с перегрузом работать невыгодно, – полагает заместитель генерального директора Smartseeds.  


Как долго может продлится забастовка перевозчиков зерна никто из опрошенных «Логирусом» экспертов предположить не взялся. В то же время координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко считает, что в ближайшее время могут найтись «несколько игроков со стороны транспортных компаний, которые возьмут ситуацию в свои руки». В частности, к следующему сезону они могут оформить в лизинг несколько сотен единиц техники и занять места «отказников» на рынке.


– Если протестующие не смогут адаптироваться к новым условиям работы зернопроизводителей, их место займут другие. А то, что они не в состоянии адаптироваться, для меня факт, – заявил Валерий Войтко. – Они в подавляющем большинстве работали и работают через посредников. Они привыкли к тому, что им приносят «черный нал» в кабину.


Напомним, о возможности остановки перевозок зерна в южных регионах России стало известно еще на прошлой неделе. Перевозчики жаловались в «Грузавтотранс», что их буквально «заставляют ездить с перегрузом» и гробить дорогостоящие тягачи и прицепы. LR

Фото: newstracker.ru

Тэги: акции протеста, зерновозы, весогабаритный контроль, весовой контроль, Грузавтотранс, внутрироссийские автоперевозки







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх