Налоговая амнистия за дробление бизнеса какая-то «размытая»

16 мая 2024

В ФНС поспешили успокоить коммерсантов и заявили, что механизм еще в стадии проработки

Налоговая амнистия за дробление бизнеса какая-то «размытая»

Исполнительный директор представляющей интересы малого и среднего бизнеса «Опоры России» Андрей Шубин высказал претензии замглавы Федеральной налоговой службы (ФНС) Дмитрию Сатину за отсутствие четких критериев в реализации налоговой амнистии за дробление бизнеса, сообщает «РБК».

Бизнес-объединение считает, что проведение амнистии должно сопровождаться созданием стимулов для предпринимателей к соблюдению налогового законодательства в будущем, а также распространяться на конкретные, заранее утвержденные категории налогоплательщиков.

- Механизм налоговой амнистии сейчас находится в стадии проработки. Со всеми основными бизнес-объединениями уже проведены совещания. Итоговые решения будут вынесены только по результатам обсуждения со всеми заинтересованными ведомствами и участниками профессионального сообщества с учетом всех позиций, - отмечают в ФНС.

C 2018 по 2023 год общая сумма налоговых доначислений в делах по дроблению составила ₽56 млрд, судами было рассмотрено 643 таких дел.

В рамках налогового администрирования ФНС вводит в практику различные критерии дробления своими письмами, которые в соответствии с налоговым законодательством «не имеют нормативного характера», указывает Шубин. Например, в письме от августа 2017 года налоговая служба перечислила 17 главных признаков дробления (аффилированность участников схемы, несение ими расходов друг за друга, единый бухгалтерский учет и кадровое делопроизводство, близость показателей численности сотрудников и доходов к лимитам и т.д.), однако этот перечень не является исчерпывающим. В каждом конкретном случае суд оценивает совокупность подтвержденных обстоятельств в индивидуальном порядке. В результате искусственным дроблением могут признавать и легальные способы ведения бизнеса, говорят в «Опоре России».

– Некоторые абсолютно легальные формы ведения предпринимательской деятельности (например, франчайзинг, семейное предпринимательство и ряд других) в процессе налогового администрирования могут рассматриваться как способы уменьшения налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога, – указано в письме.

Юристы «Лемчик, Крупский и партнеры» предупреждали, что проверяющие могут предъявлять претензии к правообладателям, создавшим, по их мнению, подконтрольную сеть формально независимых франчайзи. Возможны претензии и к франчайзи, который заключает с правообладателем реальный франчайзинговый договор, но делает это через несколько подконтрольных лиц, чтобы соблюсти лимиты по спецрежимам.

ФНС должна разработать четкие критерии дробления и включить их в налоговое законодательство, считают в «Опоре России». Это повысит прозрачность и предсказуемость, снизит риски возникновения споров с налоговыми органами и поможет создать «более справедливую налоговую систему, способствующую развитию предпринимательства».

Ранее Сатин заявлял, что устанавливать в законодательстве критерии дробления бизнеса не требуется и сформировавшейся правоприменительной практики по этому вопросу достаточно.

Четкие критерии искусственного дробления действительно отсутствуют, подтверждает партнер МЭФ Legal Вадим Зарипов, но вряд ли они могут быть закреплены в законе.

– Искусственное дробление бизнеса – это форма обхода закона. Любое определение формальных параметров допустимого или недопустимого дробления создает новые возможности для обхода закона, получается бой с тенью, – утверждает он.

Подход к амнистии по дроблению бизнеса должен включать в себя не только освобождение от ответственности за прошлые нарушения, но и мотивацию предпринимателей к соблюдению налогового законодательства в будущем, указывает Шубин.

– Необходимо создать для компаний такие условия, чтобы им было выгодно платить белую зарплату и все налоги. В качестве стимулов могут быть использованы сниженные ставки по страховым взносам, возможность сохранить статус МСП для получения льгот и мер поддержки со стороны государства, – пояснил он.

Эксперимент по снижению налогового бремени для сферы общественного питания доказал эффективность такого подхода и позволил бюджету за счет обеления получить больше поступлений с отрасли, отметил он. Речь идет об обнулении с 2022 года НДС для предприятий общепита, находящихся на общей системе налогообложения (это должно было стимулировать их вывести зарплаты из тени).

– Мы видим подтверждение, что наш подход был верный с точки зрения налогов. По компаниям, применяющим льготы, поступления НДФЛ за 2022 год дали прирост к 2021 году 2,5 млрд рублей именно за счет увеличения налоговой базы, – уверяет глава ФНС Даниил Егоров.

Сама по себе амнистия ничего не даст и даже будет вредна с точки зрения принципов равной конкуренции и всеобщности налогообложения, если причины, порождающие дробление, останутся, считает Зарипов. Инструментом для этого может быть переходный режим для компаний на УСН.

– Смягчить проблему дробления призван переходный налоговый режим, который, согласно тому же поручению президента, должен заработать с 2025 года. Поэтому с методологической точки зрения механизм амнистии должен разрабатываться во взаимосвязи с параметрами переходного режима, – заверяет Зарипов.

- Важно учесть, что многие компании могут не понимать, какие именно действия подпадают под амнистию, то есть как именно квалифицируется дробление бизнеса. Необходимо предусмотреть вариативность мер для разных категорий налогоплательщиков, а также механизм оспаривания, – констатирует Шубин.

– Юридическим лицам не требуется предпринимать какие-либо дополнительные действия или обращаться в уполномоченные органы. Все операции по дроблению, совершенные до определенной даты и времени, должны быть признаны правомерными и прощены, – предлагается в письме.

Дата вступления амнистии в силу («час Х», как сказано в письме) предлагается установить 1 января 2025 года, чтобы предоставить достаточное количество времени для необходимых изменений и адаптации к новым условиям, говорится в письме «Опоры России».

Напомним, правительство представит предложения по системе плавного перехода с упрощенной системы налогообложения на общую систему налогообложения до 30 мая 2024 года. LR

Тэги: налоговая политика, стратегия развития, бизнес







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх