Над портами Дальнего Востока навис риск запрета судозаходов
17 сентября 2024Операторам поручили любым способом снизить загрузку терминалов до уровня 90% или ниже
Переполненность портов Дальнего Востока импортными контейнерами стала серьезной проблемой. Согласно знакомому с ситуацией источнику «Коммерсанта», Минтранс поручил операторам контейнерных терминалов снизить загрузку до 90% и рассматривает нормативное закрепление этого показателя. Источник в правительстве подтвердил, что обсуждаются меры по стабилизации ситуации, чтобы избежать негативного влияния на транспортный сектор.
Похожая проблема возникла осенью 2022 года, когда пришлось назначить три дополнительных контейнерных поезда в сутки. Сейчас операторы настаивают на возобновлении этой меры, но министр транспорта Виталий Савельев, одобривший ее в прошлом году, выступает против, потому что это может негативно сказаться на экспорте угля. В прошлый раз дополнительные поезда заняли место квотируемого экспорта угля, и 800 тысяч тонн пришлось вывозить в 2023 году. Если назначить сейчас три дополнительных поезда, это снизит экспорт угля на 3 млн тонн в год.
Старший аналитик Центра ценовых индексов Роман Шагалов отмечает, что нынешняя ситуация обострилась из-за конкуренции за инфраструктуру с углем, который раньше экспортировался через порты Северо-Запада и Юга. Несмотря на это, рассматривается возможность добавить три поезда, но только при сохранении объёмов вывоза угля, согласованных регионами и ОАО «РЖД».
Среднесуточный уровень вывоза контейнеров из портов Дальнего Востока в сентябре этого года составил 3690 TEU, что на 6,5% больше, чем в прошлом году. В пиковом месяце 2022 года этот показатель достигал 4320 TEU. РЖД предлагает частично решать проблему, загружая контейнеры в полувагоны, которые прибывают на Дальний Восток с насыпными грузами.
В период с января по август 2024 года было отправлено 229,8 тыс. TEU в 114 тыс. полувагонов, что в 1,7 раза больше, чем раньше. При этом на перевозку контейнеров в полувагонах предоставляется скидка в 20,7%.
Однако Шагалов считает, что полувагоны не могут полностью решить проблему вывоза контейнеров. Дальнейшее увеличение отправок контейнеров в полувагонах приведет к коллапсам в Сибири и нехватке полувагонов для погрузки угля.
Рассматриваются и радикальные меры, такие как ограничение или запрет захода судов в порт при высокой загрузке терминалов. Капитан порта имеет право запретить заход судов в случае опасности, например, террористической угрозы или сложной ледовой обстановки. Однако каждый заход судна – это доходы для оператора терминала, федерального и регионального бюджетов, и запрет может привести к финансовым потерям. Ограничение импорта не решит проблему с экспортом. Нехватка экспорта приводит к недозагрузке судов, а операторы флота будут вынуждены компенсировать убытки за счет повышения ставок фрахта, что, в свою очередь, увеличит стоимость импортных товаров для потребителей.
Напомним, согласно данным компании Nawinia, в период с января по август 2024 года ставки фрахта на доставку в РФ через порты Дальнего Востока выросли практически в 3 раза на волне дефицита фитинговых платформ. При этом, порты Новороссийска и Санкт-Петербурга, считают в Nawinia, загружены всего на 60%, и обработка грузов там проходит в штатном режиме. LR
История вопроса
До 2030 года контейнерный дисбаланс с Востоком «замрет» на уровне 300 тыс. TEU
Дисбаланс экспортно-импортных контейнерных потоков в России «можно починить»
Операторы терминалов жалуются на нехватку вагонов для вывоза грузов, что вызвано дисбалансом импорта и экспорта: на Дальний Восток не поступает достаточное количество платформ с экспортными товарами, и запрет на отправку пустых платформ усугубляет ситуацию. В этом году проблема обострилась из-за урезания квот на контейнерные поезда и замедления их движения.До 2030 года контейнерный дисбаланс с Востоком «замрет» на уровне 300 тыс. TEU
Дисбаланс экспортно-импортных контейнерных потоков в России «можно починить»
Похожая проблема возникла осенью 2022 года, когда пришлось назначить три дополнительных контейнерных поезда в сутки. Сейчас операторы настаивают на возобновлении этой меры, но министр транспорта Виталий Савельев, одобривший ее в прошлом году, выступает против, потому что это может негативно сказаться на экспорте угля. В прошлый раз дополнительные поезда заняли место квотируемого экспорта угля, и 800 тысяч тонн пришлось вывозить в 2023 году. Если назначить сейчас три дополнительных поезда, это снизит экспорт угля на 3 млн тонн в год.
Старший аналитик Центра ценовых индексов Роман Шагалов отмечает, что нынешняя ситуация обострилась из-за конкуренции за инфраструктуру с углем, который раньше экспортировался через порты Северо-Запада и Юга. Несмотря на это, рассматривается возможность добавить три поезда, но только при сохранении объёмов вывоза угля, согласованных регионами и ОАО «РЖД».
Среднесуточный уровень вывоза контейнеров из портов Дальнего Востока в сентябре этого года составил 3690 TEU, что на 6,5% больше, чем в прошлом году. В пиковом месяце 2022 года этот показатель достигал 4320 TEU. РЖД предлагает частично решать проблему, загружая контейнеры в полувагоны, которые прибывают на Дальний Восток с насыпными грузами.
В период с января по август 2024 года было отправлено 229,8 тыс. TEU в 114 тыс. полувагонов, что в 1,7 раза больше, чем раньше. При этом на перевозку контейнеров в полувагонах предоставляется скидка в 20,7%.
Однако Шагалов считает, что полувагоны не могут полностью решить проблему вывоза контейнеров. Дальнейшее увеличение отправок контейнеров в полувагонах приведет к коллапсам в Сибири и нехватке полувагонов для погрузки угля.
Рассматриваются и радикальные меры, такие как ограничение или запрет захода судов в порт при высокой загрузке терминалов. Капитан порта имеет право запретить заход судов в случае опасности, например, террористической угрозы или сложной ледовой обстановки. Однако каждый заход судна – это доходы для оператора терминала, федерального и регионального бюджетов, и запрет может привести к финансовым потерям. Ограничение импорта не решит проблему с экспортом. Нехватка экспорта приводит к недозагрузке судов, а операторы флота будут вынуждены компенсировать убытки за счет повышения ставок фрахта, что, в свою очередь, увеличит стоимость импортных товаров для потребителей.
Напомним, согласно данным компании Nawinia, в период с января по август 2024 года ставки фрахта на доставку в РФ через порты Дальнего Востока выросли практически в 3 раза на волне дефицита фитинговых платформ. При этом, порты Новороссийска и Санкт-Петербурга, считают в Nawinia, загружены всего на 60%, и обработка грузов там проходит в штатном режиме. LR
Тэги: контейнерные перевозки, Дальний Восток
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости