Дальневосточные порты «не переваривают» контейнерный импорт из КНР

1 августа 2024

Ставки фрахта на железнодорожные и морские перевозки продолжат расти и в августе

Дальневосточные порты «не переваривают» контейнерный импорт из КНР

Ставки на перевозку контейнеров из Китая в Москву железной дорогой с начала года выросли более чем на 50%. В июле стоимость перевозки 40-футового контейнера по маршруту «Сиань – Москва» выросла на 7% к июню, до более чем $7 тыс. На маршрутах из Шанхая и Гуанчжоу цена выросла на 3-7%, до более чем $8 тыс. Ставки продолжают расти, хотя меньшими темпами, чем в июне, сообщает «Коммерсантъ» на основании данных Центра ценовых индексов (ЦЦИ).

Ставка на железнодорожную отправку контейнеров с Дальнего Востока, прибывших туда морем, увеличилась в июле на 14%, до ₽295 тыс. для 40-футового контейнера. ЦЦИ ожидает роста и в августе. Стоимость морской доставки контейнеров из портов Китая в дальневосточные порты РФ выросла на 11-31%, до $2,2-4,8 тыс., в зависимости от маршрута и типа контейнера.

Приморские и внутренние терминалы Дальнего Востока перестали справляться с входящим потоком контейнеров из Китая, многие склады заполнены более чем на 95%. Проблема коснулась и погранпереходов.

В FESCO сообщали, что импортные контейнерные перевозки из Китая в Россию через сухопутные погранпереходы в январе-июне упали на 10%, до 333 тыс. TEU. На контейнерном терминале в Забайкальске, писал портал InfraNews, в ожидании погрузки простаивают 5,5 тыс. контейнеров. Срок ожидания дальнейших внутрироссийских отправок превышает 20 суток, указывают ЦЦИ. В июле самой острой проблемой рынка стала нехватка фитинговых платформ под погрузку импортных контейнеров на терминалах Забайкалья и в портах Дальнего Востока.

В ОАО «РЖД» подтвердили уже обозначенную позицию, что «подача порожних платформ из Сибири и европейской части страны для погрузки контейнеров приведет к неэффективному использованию пропускной способности». Наиболее оптимальным представляется использование вагонов под сдвоенные операции.

– Одной из возможностей ускоренного вывоза импортных контейнеров с терминалов на погранпереходах могло бы стать использование контейнерными операторами незадействованных фитинговых платформ иных собственников, – сказали в РЖД.

По данным монополии, только в июне 2024 года со станции Забайкальск было отправлено 906 порожних фитинговых платформ.

Проблему на погранпереходах можно было бы минимизировать тем же способом, который был уже применен в портах Дальнего Востока, – перевозкой в полувагонах, но на погранпереходы не распространяются скидки на перевозку контейнеров в полувагонах с дальнейшей перегрузкой на платформы (20,7%), действующие в портах.

Схема положительно зарекомендовала себя, говорят в РЖД, и заверили, что «готовы оказывать всестороннюю поддержку в организации таких перевозок». Ряд собственников полувагонов уже выразили готовность в предоставлении парка для погрузки контейнеров с импортными грузами со станции Забайкальск с дальнейшей перегрузкой на фитинговые платформы в пути следования.

Как отмечает ЦЦИ, ситуация с нехваткой порожних контейнеров в Китае остается тяжелой, однако постепенно стабилизируется, видимо из-за «передислокации контейнеров внутри КНР».

В результате ставки выдачи контейнеров в Китае под перевозку грузов в РФ снизились за месяц на $100–300. Растущий дисбаланс экспорта и импорта привел к увеличению субсидии на возврат экспортных контейнеров в Китай – в Москве до $1,8 тыс. за 40-футовый контейнер, в Новосибирске и Екатеринбурге – $1,5 тыс. Год назад субсидия не превышала $1 тыс.

Ставки аренды фитинговых платформ, по данным ЦЦИ, в июле сохранись на июньском уровне для 40- и 60-футовых платформ (₽1,72 тыс. и ₽1,65 тыс. в сутки), а для 80-футовых выросли до ₽2,55 тыс. в сутки. Лизинговые платежи за платформы после повышения ключевой ставки до 18% выросли на ₽250.

– Рост стоимости лизинга может сделать его еще менее доступным инструментом для пополнения вагонного парка и привести к росту ставок аренды платформ в условиях их дефицита на сети ОАО «РЖД», – предупреждают в ЦЦИ.

Напомним, перевозки импортных контейнеров с Дальнего Востока все чаще выполняются в полувагонах. В июне 2024 года отправка таким способом выросла в 4 раза год к году и в 2,5 раза к маю, доля таких перевозок на рынке оценивается в 29-50%. Эксперты связывают эту тенденцию с сокращением поступления на Дальний Восток фитинговых платформ, накоплением контейнеров в портах региона и тарифной поддержкой таких перевозок. LR

Тэги: импорт, контейнерные перевозки, Дальний Восток, ставки фрахта







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх