Грузовые вагоны все реже ремонтируют, особенно планово

5 мая 2024

В этом году эксперты ожидают сокращения числа капитальных ремонтов год к году на 30,4%, до 69,1 тыс. единиц и увеличение количества деповских ремонтов на 8,1–11,8%

Грузовые вагоны все реже ремонтируют, особенно планово

Количество плановых ремонтов грузовых вагонов в 2023 году сократилось на 7,3% год к году, до 414,4 тыс. единиц. Прошлогодняя погрузка на сети РЖД снизилась на 0,2%, до 1,232 млрд тонн, подсчитал управляющий партнер Rollingstock Agency (RSA) Александр Поликарпов, сообщает «Коммерсантъ».

Плановое выбытие вагонов в капитальный ремонт в середине срока службы поддержало рынок, не дав ему перейти в критически низкое состояние. Число капремонтов, по данным RSA, выросло на 13,1%, до 99,3 тыс. единиц. Негативные факторы — дефицит квалифицированного персонала, рост доли отказов локомотивов, нехватка тяги и санкционное давление. Положительные — решение проблем с поставками компонентов для кассетных подшипников, и переориентация логистики.

Несмотря на общее сокращение рынка в 2023 году, ремонт грузовых вагонов был налажен на двух новых предприятиях: на Балтийском ВРЗ «Новотранса» проектной мощностью 30 тыс. ремонтов в год и на «РМ Рейл Абаканвагонмаш», крупнейшем российском производителе контейнеров, отмечает Александр Поликарпов, но с лета 2023 года плановый ремонт прекратила бийская площадка «Новотранса», где планируется наладить выпуск вагонов.

По итогам 2024 года в RSA ожидают сохранения объема рынка плановых ремонтов грузовых вагонов примерно на уровне 2023 года — 409,6–421,2 тыс. единиц. Пик капитальных ремонтов уже прошел в 2023 году и был связан с динамикой поставок вагонов в 2010-е годы, а не с изменениями на рынке перевозок.

В этом году ожидаются сокращение числа капитальных ремонтов год к году на 30,4%, до 69,1 тыс. единиц, и увеличение количества деповских ремонтов на 8,1–11,8%, говорит Александр Поликарпов. Как поясняют в RSA, рост числа деповских ремонтов будет стимулировать увеличение грузовой базы, несмотря на рост в парке доли вагонов с нагрузкой 25 тонн на ось с более высокими межремонтными нормативами.

В 2024–2026 годах, следует из анализа RSA, согласно всем трем сценариям развития рынка, общее количество ремонтов сократится на 3,1–9,3% относительно 2021–2023 годов.

При этом предусматривается сужение рынка капремонтов на 35,5%, тогда как число деповских ремонтов при позитивном и нейтральном сценариях увеличится на 4,6% и 0,6% соответственно.

В 2024–2026 годах можно ожидать сокращения и числа деповских ремонтов на 2,8%. В любом случае, предупреждают в RSA, в ближайшие три года спрос вагоноремонтного сектора на основные комплектующие сократится. Спрос на цельнокатаные колеса, боковые рамы и надрессорные балки снизится на 3,1–9,1%, на фрикционные клинья — на 9,3–14,1%, на тормозные колодки — на 15–18,8%.

Не так давно основной объем деталей приобретали вагоноремонтные предприятия, сейчас все более значительная доля комплектующих закупается операторами, у которых растут свои компетенции в ремонте вагонов, отмечает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. На рынок также влияет повышение вагоноремонтными предприятиями цен на свои услуги, которые пересматривались осенью 2023 года и с начала 2024 года в том числе из-за удорожания комплектующих. Цены на ремонт продолжат расти, в том числе из-за стремления вагоностроительных предприятий и крупных производителей комплектующих усилить контроль над рынком запчастей, предвидит эксперт.

Напомним, по итогам 9 месяцев 2023 года Беларусь стала основным поставщиком грузовых вагонов в РФ, ранее сообщал «Алтайвагонзавод». LR

Тэги: РЖД, запчасти, грузовые вагоны, статистика







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх