Эксперт: с марта спрос на внедрение ЭДО вырос в 3-4 раза
3 июня 2022Процесс цифровизации может потребовать оптимизации бизнес-процессов и доработки связанных с ними внутренних систем
С марта 2022 года спрос на внедрение электронных перевозочных документов со стороны бизнеса вырос в 3-4 раза, сообщил «Логирусу» руководитель проекта компании «Тензор» Роман Спиридонов.
С марта 2022 года все стороны грузоперевозок могут перейти на электронный документооборот (ЭДО) и оформлять транспортные накладные (ЭТрН) в цифровом виде. Однако государственная система электронных перевозочных документов будет запущена только 1 сентября 2022 года, анонсировал ранее премьер-министр РФ Михаил Мишустин.
– Согласно прогнозам, обязательным переход на ЭДО станет с 2023 года. До тех пор компании не будут массово переходить на электронные перевозочные документы, – считает эксперт.
Кроме того, процесс цифровизации документооборота может потребовать оптимизации бизнес-процессов и доработки связанных с ними внутренних систем, добавил Алексей Фетисов. Иногда компаниям для этого требуется перестроить свой бухучет, с возможным внедрением учетной системы заново. Также следует учитывать сложности в переводе контрагентов на обмен документами в электронном виде.
– Если говорить конкретно про внедрение ЭТрН, то необходимо иметь в виду сотрудников, участвующих в приеме и отправке грузов, которые обычно оставались в стороне от любой цифровизации, например, водители или кладовщики. А это значит, что нужно определить, какие действия сотрудников можно автоматизировать, предоставить им доступ к соответствующим системам для работы с ЭТрН, обеспечить электронными подписями, – добавил господин Фетисов.
При этом может оказаться, что далеко не у всех сотрудников есть рабочие места с компьютером, планшет или хотя бы смартфон. Не исключено, что компании потребуется проводить отдельное обучение персонала по работе с программами при переходе на ЭДО и заполнению ЭТрН, отметил эксперт.
Важно также учитывать, с какими операционными системами может работать оператор ЭДО, предупредил Роман Спиридонов.
– При внедрении ЭТрН компаниям нужно быть готовыми к инвестициям: на такой переход потребуются люди, средства и время. В нынешней ситуации, когда независимость от зарубежных вендоров стала приоритетом номер один для многих игроков на рынке, ресурсозатратность внедрения ЭТрН не стоит сбрасывать со счетов, – обратил внимание Алексей Фетисов.
Однако опрошенные «Логирусом» эксперты отметили и ряд сложностей, связанных с использованием электронных перевозочных документов. Одна из потенциальных проблем – поломка в пути грузовика или ДТП потребует смены транспортного средства и оперативной корректировки данных в ЭТрН.
– При этом для смены транспортного средства может потребоваться замена компании-грузоперевозчика, который работает с другим оператором ЭДО. Учитывая возможное отсутствие Интернета и связи на трассе, процесс внесения изменений в ЭТрН может стать более трудоемким и длительным, – пояснил Алексей Фетисов.
Другая сложность – это сборные грузы, для которых часть документов будет оформлена в бумаге, а часть в цифре. Это может вызвать путаницу в действиях каждого участника процесса грузоперевозки, отметил эксперт.
Также потенциально могут быть сложности при осуществлении трансграничного ЭДО. Участие физических лиц в схеме также еще только прорабатывается, удобных готовых решений пока нет, напомнил Роман Спиридонов.
– Самое главное, чтобы ЭТрН стала выгодной всем участникам, – выбрать масштабируемую систему. Учитывайте это при выборе оператора. Насколько удешевляется использование системы при росте трафика документов? Есть ли мобильное приложение, берется ли за него отдельная плата? Какие схемы реализовал оператор для работы с подписями? Во сколько обойдется интеграция? Какие затраты нужны будут первоначально, какие – ежегодно? Насколько решен вопрос с документацией, поддержкой? Есть ли возможность работать без Интернета? Задайте эти вопросы и другие вопросы оператору ЭДО, и у вас сложится понимание порядка работы и затрат, – резюмировал эксперт.
Дополнительные затраты, которые потребуются для перехода к электронным транспортным накладным, в перспективе могут привести к росту цен на товары, высказал опасения Алексей Фетисов.
– Поэтому если бы государство сформировало, допустим, какие-то льготы или выгодные предложения для бизнеса, которые помогли бы снизить издержки, то и процесс внедрения был бы значительно мягче, и влияние на конечного потребителя было бы не таким ощутимым, – резюмировал собеседник «Логируса».
Напомним, перевод перевозочных документов в электронный вид – одна из главных задач Транспортной стратегии до 2030 года, принятой Правительством в конце 2021 года. LR
С марта 2022 года все стороны грузоперевозок могут перейти на электронный документооборот (ЭДО) и оформлять транспортные накладные (ЭТрН) в цифровом виде. Однако государственная система электронных перевозочных документов будет запущена только 1 сентября 2022 года, анонсировал ранее премьер-министр РФ Михаил Мишустин.
История вопроса
Госплатформу электронных перевозочных документов ждать не долго осталось
Ураган убытков, «цифровой» путь и скидка на беспилотники
Рост обращений по поводу перехода на ЭТрН зафиксировали и в компании «КРОК», хотя и не такой значительный. Эксперт бизнес-практики «Управление контентом и документооборот» Алексей Фетисов полагает, что это связано с тем, что «обязательное использование ЭТрН пока не закреплено законодательно».Госплатформу электронных перевозочных документов ждать не долго осталось
Ураган убытков, «цифровой» путь и скидка на беспилотники
– Согласно прогнозам, обязательным переход на ЭДО станет с 2023 года. До тех пор компании не будут массово переходить на электронные перевозочные документы, – считает эксперт.
Кроме того, процесс цифровизации документооборота может потребовать оптимизации бизнес-процессов и доработки связанных с ними внутренних систем, добавил Алексей Фетисов. Иногда компаниям для этого требуется перестроить свой бухучет, с возможным внедрением учетной системы заново. Также следует учитывать сложности в переводе контрагентов на обмен документами в электронном виде.
– Если говорить конкретно про внедрение ЭТрН, то необходимо иметь в виду сотрудников, участвующих в приеме и отправке грузов, которые обычно оставались в стороне от любой цифровизации, например, водители или кладовщики. А это значит, что нужно определить, какие действия сотрудников можно автоматизировать, предоставить им доступ к соответствующим системам для работы с ЭТрН, обеспечить электронными подписями, – добавил господин Фетисов.
При этом может оказаться, что далеко не у всех сотрудников есть рабочие места с компьютером, планшет или хотя бы смартфон. Не исключено, что компании потребуется проводить отдельное обучение персонала по работе с программами при переходе на ЭДО и заполнению ЭТрН, отметил эксперт.
Важно также учитывать, с какими операционными системами может работать оператор ЭДО, предупредил Роман Спиридонов.
– При внедрении ЭТрН компаниям нужно быть готовыми к инвестициям: на такой переход потребуются люди, средства и время. В нынешней ситуации, когда независимость от зарубежных вендоров стала приоритетом номер один для многих игроков на рынке, ресурсозатратность внедрения ЭТрН не стоит сбрасывать со счетов, – обратил внимание Алексей Фетисов.
Однако опрошенные «Логирусом» эксперты отметили и ряд сложностей, связанных с использованием электронных перевозочных документов. Одна из потенциальных проблем – поломка в пути грузовика или ДТП потребует смены транспортного средства и оперативной корректировки данных в ЭТрН.
– При этом для смены транспортного средства может потребоваться замена компании-грузоперевозчика, который работает с другим оператором ЭДО. Учитывая возможное отсутствие Интернета и связи на трассе, процесс внесения изменений в ЭТрН может стать более трудоемким и длительным, – пояснил Алексей Фетисов.
Другая сложность – это сборные грузы, для которых часть документов будет оформлена в бумаге, а часть в цифре. Это может вызвать путаницу в действиях каждого участника процесса грузоперевозки, отметил эксперт.
Также потенциально могут быть сложности при осуществлении трансграничного ЭДО. Участие физических лиц в схеме также еще только прорабатывается, удобных готовых решений пока нет, напомнил Роман Спиридонов.
– Самое главное, чтобы ЭТрН стала выгодной всем участникам, – выбрать масштабируемую систему. Учитывайте это при выборе оператора. Насколько удешевляется использование системы при росте трафика документов? Есть ли мобильное приложение, берется ли за него отдельная плата? Какие схемы реализовал оператор для работы с подписями? Во сколько обойдется интеграция? Какие затраты нужны будут первоначально, какие – ежегодно? Насколько решен вопрос с документацией, поддержкой? Есть ли возможность работать без Интернета? Задайте эти вопросы и другие вопросы оператору ЭДО, и у вас сложится понимание порядка работы и затрат, – резюмировал эксперт.
Дополнительные затраты, которые потребуются для перехода к электронным транспортным накладным, в перспективе могут привести к росту цен на товары, высказал опасения Алексей Фетисов.
– Поэтому если бы государство сформировало, допустим, какие-то льготы или выгодные предложения для бизнеса, которые помогли бы снизить издержки, то и процесс внедрения был бы значительно мягче, и влияние на конечного потребителя было бы не таким ощутимым, – резюмировал собеседник «Логируса».
Напомним, перевод перевозочных документов в электронный вид – одна из главных задач Транспортной стратегии до 2030 года, принятой Правительством в конце 2021 года. LR
Тэги: ЭТрН, цифровизация логистики, прогнозы
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости