Эксперт: рынок транспортно-экспедиторских услуг 2022 год «завершил в плюсе»
2 февраля 2023Спрос подстегнуло усложнение цепочек поставок, сдвиг внешней торговли с Запада на Восток, а также появления новых маршрутов
Введение санкций в ответ на спецоперацию в Украине негативно повлияло на российский рынок транспортно-логистических услуг (ТЛУ): после восстановительного роста более чем на 14% в 2021 году произошло резкое замедление динамики стоимостного объема рынка логистического аутсорсинга. Об этом «Логирусу» сообщила кандидат экономических наук, управляющий партнер M.A. Research Людмила Симонова.
Особенно сильно пострадали сегменты международных перевозок авиа и автомобильным транспортом, а также сократилась выручка компаний, предоставляющих комплексные логистические услуги.
Согласно оценке M.A.Research, по итогам 2022 года объем рынка ТЛУ в текущих ценах увеличился на 1,7%, тогда как рост ВВП РФ за счет высокого уровня инфляции составил 11,5%. В реальных ценах падение рынка логистического аутсорсинга в 2022 году сопоставимо с показателем пандемийного 2020 году: на 6,3% год к году.
При этом, согласно исследованию «Рынок логистического аутсорсинга. Итоги 2021, оценки на 2022 и прогноз до 2025 году», объем рынка транспортно-экспедиторских услуг (включая перевалку в портах) увеличился в текущих ценах на 1,6%. Рост тарифов на грузоперевозки в отдельных сегментах позволил частично компенсировать потери в тоннаже и грузообороте.
По оценке M.A.Research, наиболее сильно сократилась выручка транспортных компаний в сегменте авиаперевозок (-57%). Повышение тарифов обеспечило положительную динамику выручки в сегменте железнодорожных перевозок при сокращении погрузки и грузооборота. Рост отмечался в сегментах автомобильных и морских перевозок (в тоннаже, по грузообороту и в стоимостном объеме).
– Снижение международных грузопотоков под влиянием западных антироссийских санкций сказалось на работе российских портов, грузооборот которых в 2022 году показал минимальный рост (на 0,7%) по сравнению с 1,8% в 2021 году. При этом положительная динамика в 2022 году обеспечивалась увеличением перевалки каботажных грузов при резком сокращении импортных и транзитных грузов. Контейнерооборот портов РФ упал на 23,4%, порты Балтийского бассейна при этом потеряли 56%, – отметила Людмила Симонова.
В 2022 году существенно возрос спрос на услуги экспедирования вследствие усложнения цепочек поставок, сдвига внешней торговли с Запада на Восток, а также появления новых маршрутов перевозки внешнеторговых грузов в обход санкций. Согласно экспертным данным, доля экспедирования в объеме рынка ТЛУ увеличилась в 2022 году до 6,4% при темпах роста сегмента в 3,8%.
Несмотря на все сложности, связанные с закрытием европейского направления для российских перевозчиков, переориентацией цепочек поставок и избыточным предложением на внутреннем рынке в первой половине года, в целом по итогам 2022-го выручка компаний, осуществляющих коммерческие автомобильные перевозки, в среднем увеличилась на 6% в текущих ценах и достигла 1 141 млрд руб.
– Положительная динамика обеспечена ростом тарифов при повышении тоннажа и грузооборота во внутреннем сообщении при резком падении международных грузоперевозок, – пояснила эксперт.
Кроме того, возобновление роста тарифов на внутренние автомобильные перевозки с III квартала 2022 года и повышение средней стоимости 1 км автодоставки по итогам года (в пределах 4%) позволили компаниям, работающим в данном сегменте, увеличить выручку на 10%. В четвертом квартале в основном удалось структурно перестроить логистику внутренних перевозок: грузовой автотранспорт с европейской части перераспределился на другие направления, часть игроков ушла с рынка, сократится парк транспортных средств и к началу 2023 году рынок стабилизировался с точки зрения спроса и предложения.
Также в прошлом году выросло число сделок с использованием экспедиционных платформ. Рынок грузовладельцев постепенно уходил от долгосрочных тендеров к спотовым контрактам и аукционным размещениям на платформах. Вместе с тем, рост сегмента внутренних автомобильных грузоперевозок оказался явно недостаточным для покрытия издержек перевозчиков, связанных с обслуживанием автотранспорта, страхованием и прочим, отметила собеседница «Логируса».
В сегменте международных автоперевозок резкое падение объемов внешнеторговых грузов сопровождалось 2-х и 3-кратным повышением тарифов из-за усложнения и удлинения цепочек поставок. Рост цен также связан с уменьшением километража прохождения машин, которое вызвано простоями на пограничных переходах, а также с повышением рисков и стоимости страховки.
По оценке M.A.Research, размер рынка международных автоперевозок (российские перевозчики) в 2022 году сократился в пределах 10% – до 218 млрд руб., при этом объем перевозок в тоннах упал более чем на 60%.
По данным Евростата, за 11 месяцев 2022 года перевозки грузов автотранспортом из ЕС в РФ сократились на 52,4%, из России в Евросоюз – на 56,5%, российские автоперевозчики из-за запрета въезда на территорию Евросоюза (с апреля 2022 года) потеряли еще больше. При этом переориентация грузопотоков на Казахстан, Турцию, Китай и другие дружественные стран (в том числе в рамках параллельного импорта и других схем обхода западных санкций) не позволила компенсировать сокращение объемов на европейском направлении, считает Людмила Симонова.
– По итогам 2022 года отмечалось восстановление импорта потребительских товаров после резкого падения в апреле-июне. При этом поставки товаров промежуточного и инвестиционного спроса остаются в зоне отрицательных значений. Связано это, во-первых, с сокращением импорта оборудования из ЕС (в 2021 году на долю Евросоюза приходилось 27% объема российского импорта товаров данной группы в тоннаже) и других недружественных стран. Во-вторых, с опасениями зарубежных компаний дружественных стран (включая Китай, на долю которого в 2021 году приходилось более 43% импорта товаров 84 группы ТН ВЭД в тоннаже) относительно возможных вторичных санкций за поставки товаров, в производстве которых могут использоваться запрещенные к экспорту в РФ комплектующие, – рассказала Людмила Симонова.
Говоря о рынке комплексных логистических услуг, эксперт отметила явный сдвиг в сторону операций, связанных с организацией цепочек поставок в 2022 году. По ее словам, выросло число 3PL-операторов, берущих на себя функцию не только организации доставки грузов ВЭД, но и их перевозку, включая фрахтование балкерных судов и небольших контейнеровозов. Однако на выручке 3PL-операторов в сегменте складской логистики негативно сказался уход из России (или приостановка деятельности) иностранных ритейлеров и производителей.
Общим трендом, по словам эксперта, является смещение логистических операций в регионы России и переориентация на обслуживание российских производителей и торговых сетей.
– Несмотря на улучшение прогноза МВФ по росту российской экономики (+0,3% в январском прогнозе 2023 года против спада в 2,3% в октябрьском прогнозе 2022 года), на рынке ТЛУ в текущем году будут сохраняться существенные риски, связанные с антироссийскими санкциями. Прежде всего угроза вторичных санкций в отношении партнеров из дружественных стран). Адаптация к новым условиям работы, перестройка логистических схем, осуществленная в 2022 году, позволят увеличить объем рынка логистического аутсорсинга на 6,5% при снижении инфляционной составляющей в среднем до 6%, – резюмировала Людмила Симонова.
Напомним, по оценкам транспортных компаний, в минувшем 2022 году себестоимость перевозок выросла на 10-20% в зависимости от направления. LR
Особенно сильно пострадали сегменты международных перевозок авиа и автомобильным транспортом, а также сократилась выручка компаний, предоставляющих комплексные логистические услуги.
Согласно оценке M.A.Research, по итогам 2022 года объем рынка ТЛУ в текущих ценах увеличился на 1,7%, тогда как рост ВВП РФ за счет высокого уровня инфляции составил 11,5%. В реальных ценах падение рынка логистического аутсорсинга в 2022 году сопоставимо с показателем пандемийного 2020 году: на 6,3% год к году.
При этом, согласно исследованию «Рынок логистического аутсорсинга. Итоги 2021, оценки на 2022 и прогноз до 2025 году», объем рынка транспортно-экспедиторских услуг (включая перевалку в портах) увеличился в текущих ценах на 1,6%. Рост тарифов на грузоперевозки в отдельных сегментах позволил частично компенсировать потери в тоннаже и грузообороте.
По оценке M.A.Research, наиболее сильно сократилась выручка транспортных компаний в сегменте авиаперевозок (-57%). Повышение тарифов обеспечило положительную динамику выручки в сегменте железнодорожных перевозок при сокращении погрузки и грузооборота. Рост отмечался в сегментах автомобильных и морских перевозок (в тоннаже, по грузообороту и в стоимостном объеме).
– Снижение международных грузопотоков под влиянием западных антироссийских санкций сказалось на работе российских портов, грузооборот которых в 2022 году показал минимальный рост (на 0,7%) по сравнению с 1,8% в 2021 году. При этом положительная динамика в 2022 году обеспечивалась увеличением перевалки каботажных грузов при резком сокращении импортных и транзитных грузов. Контейнерооборот портов РФ упал на 23,4%, порты Балтийского бассейна при этом потеряли 56%, – отметила Людмила Симонова.
В 2022 году существенно возрос спрос на услуги экспедирования вследствие усложнения цепочек поставок, сдвига внешней торговли с Запада на Восток, а также появления новых маршрутов перевозки внешнеторговых грузов в обход санкций. Согласно экспертным данным, доля экспедирования в объеме рынка ТЛУ увеличилась в 2022 году до 6,4% при темпах роста сегмента в 3,8%.
Несмотря на все сложности, связанные с закрытием европейского направления для российских перевозчиков, переориентацией цепочек поставок и избыточным предложением на внутреннем рынке в первой половине года, в целом по итогам 2022-го выручка компаний, осуществляющих коммерческие автомобильные перевозки, в среднем увеличилась на 6% в текущих ценах и достигла 1 141 млрд руб.
– Положительная динамика обеспечена ростом тарифов при повышении тоннажа и грузооборота во внутреннем сообщении при резком падении международных грузоперевозок, – пояснила эксперт.
Кроме того, возобновление роста тарифов на внутренние автомобильные перевозки с III квартала 2022 года и повышение средней стоимости 1 км автодоставки по итогам года (в пределах 4%) позволили компаниям, работающим в данном сегменте, увеличить выручку на 10%. В четвертом квартале в основном удалось структурно перестроить логистику внутренних перевозок: грузовой автотранспорт с европейской части перераспределился на другие направления, часть игроков ушла с рынка, сократится парк транспортных средств и к началу 2023 году рынок стабилизировался с точки зрения спроса и предложения.
Также в прошлом году выросло число сделок с использованием экспедиционных платформ. Рынок грузовладельцев постепенно уходил от долгосрочных тендеров к спотовым контрактам и аукционным размещениям на платформах. Вместе с тем, рост сегмента внутренних автомобильных грузоперевозок оказался явно недостаточным для покрытия издержек перевозчиков, связанных с обслуживанием автотранспорта, страхованием и прочим, отметила собеседница «Логируса».
В сегменте международных автоперевозок резкое падение объемов внешнеторговых грузов сопровождалось 2-х и 3-кратным повышением тарифов из-за усложнения и удлинения цепочек поставок. Рост цен также связан с уменьшением километража прохождения машин, которое вызвано простоями на пограничных переходах, а также с повышением рисков и стоимости страховки.
По оценке M.A.Research, размер рынка международных автоперевозок (российские перевозчики) в 2022 году сократился в пределах 10% – до 218 млрд руб., при этом объем перевозок в тоннах упал более чем на 60%.
По данным Евростата, за 11 месяцев 2022 года перевозки грузов автотранспортом из ЕС в РФ сократились на 52,4%, из России в Евросоюз – на 56,5%, российские автоперевозчики из-за запрета въезда на территорию Евросоюза (с апреля 2022 года) потеряли еще больше. При этом переориентация грузопотоков на Казахстан, Турцию, Китай и другие дружественные стран (в том числе в рамках параллельного импорта и других схем обхода западных санкций) не позволила компенсировать сокращение объемов на европейском направлении, считает Людмила Симонова.
– По итогам 2022 года отмечалось восстановление импорта потребительских товаров после резкого падения в апреле-июне. При этом поставки товаров промежуточного и инвестиционного спроса остаются в зоне отрицательных значений. Связано это, во-первых, с сокращением импорта оборудования из ЕС (в 2021 году на долю Евросоюза приходилось 27% объема российского импорта товаров данной группы в тоннаже) и других недружественных стран. Во-вторых, с опасениями зарубежных компаний дружественных стран (включая Китай, на долю которого в 2021 году приходилось более 43% импорта товаров 84 группы ТН ВЭД в тоннаже) относительно возможных вторичных санкций за поставки товаров, в производстве которых могут использоваться запрещенные к экспорту в РФ комплектующие, – рассказала Людмила Симонова.
Говоря о рынке комплексных логистических услуг, эксперт отметила явный сдвиг в сторону операций, связанных с организацией цепочек поставок в 2022 году. По ее словам, выросло число 3PL-операторов, берущих на себя функцию не только организации доставки грузов ВЭД, но и их перевозку, включая фрахтование балкерных судов и небольших контейнеровозов. Однако на выручке 3PL-операторов в сегменте складской логистики негативно сказался уход из России (или приостановка деятельности) иностранных ритейлеров и производителей.
Общим трендом, по словам эксперта, является смещение логистических операций в регионы России и переориентация на обслуживание российских производителей и торговых сетей.
– Несмотря на улучшение прогноза МВФ по росту российской экономики (+0,3% в январском прогнозе 2023 года против спада в 2,3% в октябрьском прогнозе 2022 года), на рынке ТЛУ в текущем году будут сохраняться существенные риски, связанные с антироссийскими санкциями. Прежде всего угроза вторичных санкций в отношении партнеров из дружественных стран). Адаптация к новым условиям работы, перестройка логистических схем, осуществленная в 2022 году, позволят увеличить объем рынка логистического аутсорсинга на 6,5% при снижении инфляционной составляющей в среднем до 6%, – резюмировала Людмила Симонова.
Напомним, по оценкам транспортных компаний, в минувшем 2022 году себестоимость перевозок выросла на 10-20% в зависимости от направления. LR
Тэги: M.A. Research, обзор рынка, автомобильные грузоперевозки, экспедирование, прогнозы
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости