РЖД хочет «подкатить» к Китаю с другой стороны
8 апреля 2021Альтернативный маршрут нужен, чтобы решить проблему «узких мест» на БАМе и Транссибе
ОАО «РЖД» рассматривает возможность строительства погранперехода на участке границы с Китаем между Казахстаном и Монголией, где Республика Алтай непосредственно граничит с Синьцзян-Уйгурским автономным районом КНР. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на заместителя генерального директора монополии Алексея Шило.
По словам топ-менджера, рассматриваются и другие варианты, в том числе и развитие коридоров через Казахстан и Монголию, а также предложенный Забайкальским краем переход в районе Приаргунска.
–Идеально, конечно, было бы для сети ОАО РЖД не концентрировать все эти пункты пропуска на Дальнем Востоке, потому что достаточно большое расстояние приходится преодолевать по БАМу и Транссибу и в целом там достаточно других узких мест, – отметил Шило. – У нас есть желание поизучать вопрос, связанный со строительством пункта пропуска в Китай из Алтая. Там есть участок границы, в горной местности. Но для нас это был бы выход в Китай на самом коротком расстоянии, которое только возможно.
Проблема открытия короткого пути в Китай поднималась в 2000-х годах в контексте проекта газопровода «Алтай», идущего этим маршрутом. Однако из-за технических сложностей, невозможности согласовать цену с Китаем и экологических вопросов, связанных с необходимостью пересечения природного парка Укок, занимающего весь участок между границами, проект откладывался и сейчас считается менее приоритетным, чем потенциальный транзитный газопровод через Монголию. Александр Мишарин, занимавший должность первого вице-президента ОАО «РЖД», в 2017 году рассказывал, что железная дорога через Горный Алтай может быть построена как часть ВСМ «Евразия». Для этого надо было построить тоннели: 23-километровый китайский и 20-километровый российский.
Вместе с тем на действующих пунктах пропуска из-за введенного Китаем режима дополнительных мер эпидемиологической безопасности сохраняются сложности. За первый квартал объем перевозок сократился на 0,2%, пояснил Алексей Шило, но если в январе-феврале в преддверии китайского Нового года перевозки выросли на 7,8% и 11,8% соответственно, то в марте они упали на 15,8%, а за первые шесть дней апреля – на 18,9%.
– По состоянию на утро у нас 70 поездов отставлено от движения в ожидании передачи на сопредельную территорию. В том числе 30 контейнерных поездов. Вместо 22 поездов мы в среднем в сутки передаем 13, – прокомментировал господин Шило.
Тем не менее, добавил эксперт, в перспективе количество выходов на сопредельную территорию должно будет увеличиваться.
– Мы понимаем, что товарообмен будет расти, эпидемиологическая ситуация будет улучшаться. И рано или поздно мы подойдем к тому, что нужно будет построить дополнительный пункт пропуска, – полагает Алексей Шило.
Замгендиректора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук считает, что, поскольку проект отнесен в будущее, дефицит строительных мощностей, с которыми в последнее время сталкивалось ОАО РЖД, может не беспокоить руководство РЖД. По его мнению, основной вопрос – это загрузка нового маршрута. Он полагает, что как базовый груз, скорее всего, будут рассматриваться контейнеры. В этом случае возникает проблема дисбаланса между вывозом контейнеров из Китая и их ввозом по железной дороге в Европу, где инфраструктура железных дорог ограничена, подчеркивает эксперт.
Напомним, что сейчас из-за пандемии Китай принимает лишь две трети согласованного количество российских поездов. LR
По словам топ-менджера, рассматриваются и другие варианты, в том числе и развитие коридоров через Казахстан и Монголию, а также предложенный Забайкальским краем переход в районе Приаргунска.
–Идеально, конечно, было бы для сети ОАО РЖД не концентрировать все эти пункты пропуска на Дальнем Востоке, потому что достаточно большое расстояние приходится преодолевать по БАМу и Транссибу и в целом там достаточно других узких мест, – отметил Шило. – У нас есть желание поизучать вопрос, связанный со строительством пункта пропуска в Китай из Алтая. Там есть участок границы, в горной местности. Но для нас это был бы выход в Китай на самом коротком расстоянии, которое только возможно.
История вопроса
Российские уголь и бревна застряли на границе с КНР
Контейнерные перевозки из Китая «скинули в цене» до 40%
Эксперт: РЖД быстрее, чем кажется
Топ-менеджер отметил, что тоннель слишком дорог для монополии, но при строительстве железной дороги на эстакадах, «вполне возможно, что цена строительства будет окупаться» теми преимуществами, которые получит РЖД. С Пекином вопрос еще не обсуждался, отметил господин Шило, с точки зрения топологии Китаю построить свой участок будет гораздо проще, полагает он.Российские уголь и бревна застряли на границе с КНР
Контейнерные перевозки из Китая «скинули в цене» до 40%
Эксперт: РЖД быстрее, чем кажется
Проблема открытия короткого пути в Китай поднималась в 2000-х годах в контексте проекта газопровода «Алтай», идущего этим маршрутом. Однако из-за технических сложностей, невозможности согласовать цену с Китаем и экологических вопросов, связанных с необходимостью пересечения природного парка Укок, занимающего весь участок между границами, проект откладывался и сейчас считается менее приоритетным, чем потенциальный транзитный газопровод через Монголию. Александр Мишарин, занимавший должность первого вице-президента ОАО «РЖД», в 2017 году рассказывал, что железная дорога через Горный Алтай может быть построена как часть ВСМ «Евразия». Для этого надо было построить тоннели: 23-километровый китайский и 20-километровый российский.
Вместе с тем на действующих пунктах пропуска из-за введенного Китаем режима дополнительных мер эпидемиологической безопасности сохраняются сложности. За первый квартал объем перевозок сократился на 0,2%, пояснил Алексей Шило, но если в январе-феврале в преддверии китайского Нового года перевозки выросли на 7,8% и 11,8% соответственно, то в марте они упали на 15,8%, а за первые шесть дней апреля – на 18,9%.
– По состоянию на утро у нас 70 поездов отставлено от движения в ожидании передачи на сопредельную территорию. В том числе 30 контейнерных поездов. Вместо 22 поездов мы в среднем в сутки передаем 13, – прокомментировал господин Шило.
Тем не менее, добавил эксперт, в перспективе количество выходов на сопредельную территорию должно будет увеличиваться.
– Мы понимаем, что товарообмен будет расти, эпидемиологическая ситуация будет улучшаться. И рано или поздно мы подойдем к тому, что нужно будет построить дополнительный пункт пропуска, – полагает Алексей Шило.
Замгендиректора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук считает, что, поскольку проект отнесен в будущее, дефицит строительных мощностей, с которыми в последнее время сталкивалось ОАО РЖД, может не беспокоить руководство РЖД. По его мнению, основной вопрос – это загрузка нового маршрута. Он полагает, что как базовый груз, скорее всего, будут рассматриваться контейнеры. В этом случае возникает проблема дисбаланса между вывозом контейнеров из Китая и их ввозом по железной дороге в Европу, где инфраструктура железных дорог ограничена, подчеркивает эксперт.
Напомним, что сейчас из-за пандемии Китай принимает лишь две трети согласованного количество российских поездов. LR
Тэги: РЖД, Китай, железнодорожные перевозки
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости