Пулково заподозрили в тарифной избирательности
3 августа 2023Антимонопольная потребовала от аэропорта разработать единую ценовую политику
«Новапорт» (LR. владелец грузового терминала в Пулково) обратился в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с жалобой. Суть претензии заключается в том, что оператор аэропорта заставляет его оплатить концессионный платеж. На неравные условия тарифов пожаловались и работающие в Пулково независимые хендлинговые компании. ФАС потребовала от аэропорта разработать единую ценовую политику и типовой договор на обеспечение доступа к своей инфраструктуре, пишет «Коммерсантъ».
Холдинг приобрел терминал весной 2021 года, и «концессионный сбор» был обозначен в договоре «без конкретики». Обоснования его аэропорт не предоставил и проигнорировал просьбы уточнить, оплачивают ли его другие присутствующие на территории аэропорта компании.
В феврале 2023 года власти Санкт-Петербурга продлили концессионное соглашение с ВВСС на развитие инфраструктуры аэропорта до 2060 года. В 2021 году глава ВТБ (один из акционеров ВВСС) Андрей Костин озвучил стоимость проекта – 60-70 млрд рублей.
В 2022 году ФАС по жалобе авиакомпании «Победа» выносила аэропорту предупреждение, считая, что тот затрудняет конкурентам доступ к инфраструктуре, чтобы продвигать свои хендлинговые услуги. У «Победы» на тот момент было совместное предприятие с «Ю-Ти-Джи Групп» — «Победа Хэндлинг». Ситуация, по словам близких к «Аэрофлоту» источников, не изменилась с тех пор, как весной 2023 года «Победа» вышла из совместного предприятия.
АО «Ю-Ти-Джи», по СПАРК на 2021 год, на 50% принадлежало Utair и остается связано с авиакомпанией. «Ю-Ти-Джи Домодедово» принадлежит «Ю-Ти-Джи Групп», которой руководит ее экс-совладелец и бывший член правления Utair Дмитрий Тизин. Состав ее акционеров не раскрывается. «Ю-Ти-Джи Групп» владеет 49% в «Ю-Ти-Джи-Внуково», остальная доля у «АВ Холдинга» Виталия Ванцева.
Согласно ФАС, признаки нарушения «выразились в установлении для операторов разных условий доступа к инфраструктуре Пулково».
ФАС обязала Пулково в течение трех месяцев разработать и согласовать со службой «единый экономически обоснованный порядок ценообразования» на свои услуги и типовой договор. Служба отметила недопустимость включения в состав платежей «расходов, включенных в иные тарифы и сборы».
В Пулково сообщили, что «ВВСС использует единообразный подход к ценообразованию».
– Управляющая компания аэропорта согласует условия по оплате для операторов с регулятором и не допустит нарушения антимонопольного законодательства, – заверили в пресс-службе аэропорта.
Аэропорт как естественная монополия обязан проводить единую ценовую политику, и при прочих равных тарифы не должны быть разными, отмечает управляющий партнер Kulik & Partners Law.Economics Ярослав Кулик.
Монополисты могут устанавливать различные цены, но только «при наличии экономического или технологического обоснования», добавляет юрист BGP Litigation Елена Сатина. Концессия подразумевает развитие всего комплекса аэропорта, и включение расходов на ГЧП лишь для грузового терминала «не представляется обоснованным».
По мнению юристов, Пулково может обжаловать выводы ФАС в судебном порядке, поскольку «антимонопольный орган исходит лишь из сведений, которые доступны ему из жалоб».
Напомним, крупнейшим плательщиком налога на сверхприбыль среди авиагаваней в 2023 году является аэропортовая сеть «Новапорт», владеющая контрольным пакетом акций 21 регионального аэропорта (ее взнос составит 324 млн рублей). LR
История вопроса
Эксперт: предельную рентабельность нужно ввести для авиакеросина и дорожных стройматериалов
Авиаперевозчикам одобрили в половину меньше от необходимого
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выдала предупреждение оператору аэропорта Пулково «Воздушные ворота северной столицы» (ВВСС) из-за жалоб «Грузового терминала ‘Пулково’» и хендлинговых компаний «Ю-Ти-Джи» и «Ю-Ти-Джи-Домодедово». Последних на рынке связывают с авиакомпанией Utair, терминал принадлежит холдингу «Новапорт».Эксперт: предельную рентабельность нужно ввести для авиакеросина и дорожных стройматериалов
Авиаперевозчикам одобрили в половину меньше от необходимого
Холдинг приобрел терминал весной 2021 года, и «концессионный сбор» был обозначен в договоре «без конкретики». Обоснования его аэропорт не предоставил и проигнорировал просьбы уточнить, оплачивают ли его другие присутствующие на территории аэропорта компании.
В феврале 2023 года власти Санкт-Петербурга продлили концессионное соглашение с ВВСС на развитие инфраструктуры аэропорта до 2060 года. В 2021 году глава ВТБ (один из акционеров ВВСС) Андрей Костин озвучил стоимость проекта – 60-70 млрд рублей.
В 2022 году ФАС по жалобе авиакомпании «Победа» выносила аэропорту предупреждение, считая, что тот затрудняет конкурентам доступ к инфраструктуре, чтобы продвигать свои хендлинговые услуги. У «Победы» на тот момент было совместное предприятие с «Ю-Ти-Джи Групп» — «Победа Хэндлинг». Ситуация, по словам близких к «Аэрофлоту» источников, не изменилась с тех пор, как весной 2023 года «Победа» вышла из совместного предприятия.
АО «Ю-Ти-Джи», по СПАРК на 2021 год, на 50% принадлежало Utair и остается связано с авиакомпанией. «Ю-Ти-Джи Домодедово» принадлежит «Ю-Ти-Джи Групп», которой руководит ее экс-совладелец и бывший член правления Utair Дмитрий Тизин. Состав ее акционеров не раскрывается. «Ю-Ти-Джи Групп» владеет 49% в «Ю-Ти-Джи-Внуково», остальная доля у «АВ Холдинга» Виталия Ванцева.
Согласно ФАС, признаки нарушения «выразились в установлении для операторов разных условий доступа к инфраструктуре Пулково».
ФАС обязала Пулково в течение трех месяцев разработать и согласовать со службой «единый экономически обоснованный порядок ценообразования» на свои услуги и типовой договор. Служба отметила недопустимость включения в состав платежей «расходов, включенных в иные тарифы и сборы».
В Пулково сообщили, что «ВВСС использует единообразный подход к ценообразованию».
– Управляющая компания аэропорта согласует условия по оплате для операторов с регулятором и не допустит нарушения антимонопольного законодательства, – заверили в пресс-службе аэропорта.
Аэропорт как естественная монополия обязан проводить единую ценовую политику, и при прочих равных тарифы не должны быть разными, отмечает управляющий партнер Kulik & Partners Law.Economics Ярослав Кулик.
Монополисты могут устанавливать различные цены, но только «при наличии экономического или технологического обоснования», добавляет юрист BGP Litigation Елена Сатина. Концессия подразумевает развитие всего комплекса аэропорта, и включение расходов на ГЧП лишь для грузового терминала «не представляется обоснованным».
По мнению юристов, Пулково может обжаловать выводы ФАС в судебном порядке, поскольку «антимонопольный орган исходит лишь из сведений, которые доступны ему из жалоб».
Напомним, крупнейшим плательщиком налога на сверхприбыль среди авиагаваней в 2023 году является аэропортовая сеть «Новапорт», владеющая контрольным пакетом акций 21 регионального аэропорта (ее взнос составит 324 млн рублей). LR
Тэги: ФАС, тарифы, Пулково
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости