Морские порты «накрыло» бурей негодования

25 февраля 2021

Инвесторы отказываются браться на себя большую ответственность, чем государство

Морские порты «накрыло» бурей негодования

Законопроект об ответственности инвесторов в морские порты с дополнениями, касающимися железных дорог, вызвал бурные протесты участников рынка, сообщает «Коммерсантъ».

Вызывающий нарекания законопроект вводит ответственность для инвесторов в морские порты, а также другие дискуссионные положения, в том числе принцип «вези или плати» и приоритетный доступ к железнодорожной инфраструктуре. Госдума приняла документ в первом чтении 27 января, срок предоставления поправок – до 25 февраля. Против законопроекта неоднократно высказывался бизнес, Ассоциация морских торговых портов и РСПП.

Аналитики Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) отмечают, что необходимо изменить условие законопроекта, по которому инвестор должен предоставлять финансовое обеспечение на сумму, соразмерную инвестициям государства. Законопроект, по мнению ИПЕМ, должен вводить зеркальную ответственность и для государства. Также выполнение обязательства по обеспечению перевалки грузов на уровне не ниже заявленного практически невозможно ввиду зависимости от конъюнктуры на товарных рынках, полагают в ИПЕМ.

Эксперты считают, что законопроект нужно снять с повестки и доработать. Свои письма в разные правительственные инстанции направили Союз операторов железнодорожного транспорта, «Русская сталь» и Ассоциация морских торговых портов. Все они говорят о дополнительной нагрузке, несопоставимости масштаба ответственности инвесторов перед государством и государства перед ними, рисках дискриминации.

Так, в письме первому вице-премьеру РФ Андрею Белоусову от 19 февраля Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) отмечает, что приоритетный доступ к железной дороге в узких местах для отдельных категорий клиентов ОАО «РЖД» создает дискриминационные условия для тех, кому не нужно расширение инфраструктуры.

Нефтяные, металлургические грузы и удобрения, несмотря на колоссальные тарифные платежи, попадут в разряд неприоритетных, поясняют в СОЖТ.

Солидарно выступила «Русская сталь». В письме от 20 февраля директору департамента транспорта Аппарата Правительства РФ Анатолию Мещерякову металлургическое лобби указывает на то, что новые обязательства по предоставлению гарантий обеспечения исполнения инвестсоглашений приведут к дополнительным расходам. Окажется невозможным реализовать перспективные портовые проекты и заморозить действующие. Ассоциация требует зеркальной ответственности перед инвесторами для государства и госструктур и неприменения новых норм для проектов без госучастия.

По «железнодорожной» группе поправок «Русская сталь», как и СОЖТ, отмечает возможность дискриминации грузоотправителей относительно образующейся приоритетной касты.

Согласно письму «Русской стали», предлагаемый законопроектом принцип предоплаты развития инфраструктуры общего пользования не только накладывает на инвесторов обязательства по предъявлению грузов, но и, по сути, обязывает их оплатить заранее инвестпроекты ОАО РЖД по расширению пропускной способности.

С близкими доводами обратилась к вице-премьеру РФ Марату Хуснуллину и Ассоциация морских торговых портов (АСОП) (копия письма от 24 февраля есть у «Коммерсанта»). В АСОП отмечают, что, по расчетам ИПЕМ, принятие инициативы грозит государству потерей вложений в объеме 376 млрд рублей до 2030 года. АСОП предлагает отложить срок вступления обсуждаемого законопроекта до 2025 года включительно и не вводить новые требования для уже строящихся и реконструируемых проектов.

Источник «Коммерсанта» в отрасли говорит, что интересы ОАО «РЖД «по-прежнему определяют содержание законотворческих инициатив Минтранса, и закон об инвестициях в порты – «яркий тому пример». Правительство неоднократно отказывало монополии и Минтрансу в продаже приоритетных прав на железных дорогах, подчеркивает он. Однако, по словам собеседника газеты, «ротации в правительстве и транспортном министерстве вновь подогрели авантюризм» и попытки внести принципиальные изменения теперь предпринимаются уже через закон об инвестициях в порты, а не через устав железнодорожного транспорта, как раньше.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров называет поправки «сырыми» и говорит, что вводимые нормы требуют коренной переработки ряда действующих законов. Крайне опасным выглядит разный подход к инвестициям, сделанным до и после принятия инициативы, добавляет эксперт. Он считает, что нужно доработать законопроект, иначе у отрасли возникнут проблемы, не сопоставимые по масштабу с теми, что стояли перед ней до принятия документа.

Напомним, ранее владельцы морских портов просили премьер-министра РФ Михаила Мишустина поручить Минтрансу направить на доработку с их участием законопроект, который вводит ответственность для инвесторов в портовую инфраструктуру. LR

Тэги: морские порты, законодательство, Минтранс, инфраструктура, инвестиции







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх