Кабмину дали три месяца на то, чтобы «обмозговать» автомобилестроительный кластер

17 апреля 2024

Проект планируется реализовать на территории двух регионов

Кабмину дали три месяца на то, чтобы «обмозговать» автомобилестроительный кластер

Президент России Владимир Путин поручил кабинету министров до 1 августа представить предложения о создании автомобилестроительного кластера, который может быть создан в Санкт-Петербурге, а также в Ленинградской и Калужской областях, пишет газета «Известия».

«Правительству Российской Федерации подготовить при участии правительства Санкт-Петербурга, правительства Ленинградской области и правительства Калужской области и представить предложения о создании автомобилестроительного кластера с учетом действующих в данных субъектах Российской Федерации преференциальных режимов», – говорится в поручении главы государства.

Первый вице-премьер Андрей Белоусов объявил, что кабмин сформировал перечень из 12 прорывных мегапроектов, главной задачей которых станет оперативное достижение технологического суверенитета в критически важных отраслях. По словам источников «Ведомостей», знакомых с подготовкой пула проектов технологического суверенитета, в список среди прочего войдут: «Развитие беспилотной авиации» (фактически запущен с 2024 года), «Производство судов и судового оборудования» и «Гражданская авиация».

В начале этого года руководитель Минэкономразвития Максим Решетников на совещании по социально-экономическому развитию Санкт-Петербургской агломерации заявил о необходимости «создать межрегиональный кластер автомобильной промышленности между Петербургом, Ленинградской и Калужской областями». На совещания с участим главы государства он подчеркнул, что «нужно решать вопрос с простаивающими площадками бывших автомобильных производств в Петербурге».

До недавнего времени эти регионы были двигателями отечественного автопрома, кроме того, здесь сконцентрировано большое количество предприятий по выпуску автокомплектующих. Так, во Всеволожске расположен бывший шинный завод Nokian, который являлся одним из крупнейших предприятий этого концерна.

– Это достаточно гибкие производственные площадки, которые можно адаптировать к производству широкой линейки автомобилей. Если, к примеру, Минэкономразвития или другое министерство может оказать поддержку собственникам этих предприятий в привлечении инвесторов или новых партнеров, для российского автомобильного рынка и всей отрасли это, безусловно, будет благом. Прежде всего в полной мере восстановятся рабочие места. Кроме того, появятся новые марки, модели, будут загружены локальные компонентные производства, что создаст цепочку добавленной стоимости и дополнительные налоговые поступления. Однако пока несколько непонятно, как и в каком формате может быть реализована эта инициатива. Пока нет ясности и с тем, что вкладывается в само понятие «автомобильный кластер», – подчеркнул в беседе с «Известиями» независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.

Такой же точки зрения придерживается и партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто: «Сама по себе идея создания автомобилестроительного кластера разумная, и я ее поддерживаю. Это может дать мощный импульс развитию как непосредственно отечественному автопрому, так и смежным отраслям. Однако пока непонятно, каким образом и какими силами будет создаваться этот кластер. Пока предприятия в Калужской, Ленинградской областях и Санкт-Петербурге либо стоят, либо работают на уровне, очень далеком от их реальной мощности».

– По приказу «сверху» кластер не возникнет: чтобы он заработал, его участникам требуются как минимум определенные преференции со стороны государства. Кроме того, развитие автокомпонентной базы тесно связано с выпуском машин. Нет никакого смысла создавать производство бамперов, сидений, светотехники или других компонентов, если не будет гарантированных объемов поставок этих деталей и агрегатов на автозаводы. А пока «подвигов» в производстве автомобилей в Калужской и Ленинградской областях немного, – сокрушается главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.

И добавляет, что при создании такого кластера необходимо уделять внимание выпуску конечного продукта – автомобиля. Но параллельно с этим развивать и компонентную базу, которая со временем позволит заместить импортные комплектующие.

Напомним, в России до конца 2027 года продлят льготный порядок оформления автомобилей, ввезенных по схеме параллельного импорта. LR

Тэги: стратегия развития, автопром







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх