Довыкатывались: взлетно-посадочные полосы будут проверять с пристрастием
23 января 2024В отношении операторов аэродромов предписано проводить постоянные рейды
Управление Ространснадзора по госнадзору в гражданской авиации (Госавианадзор) ужесточает контроль за операторами аэродромов в связи с участившимися выкатываниями самолетов за пределы взлетно-посадочных полос (ВПП), сообщает газета «Известия» со ссылкой на письмо врио начальника Госавианадзора Артема Даниленко в адрес глав межрегиональных территориальных управлений (МТУ) Ространснадзора.
Госавианадзор располагает информацией о росте числа добровольных сообщений летного состава о неудовлетворительной подготовке аэродромов в РФ к приему и выпуску самолетов. В связи с чем начальникам МТУ Ространснадзора поручено собрать у авиакомпаний информацию об имеющихся несоответствиях, отклонениях, претензиях к состоянию и эксплуатационному содержанию аэродромов, после чего провести оценку фактов и принять меры реагирования.
В «Аэрофлоте» зафиксирован рост добровольных донесений на неудовлетворительное состояние летного поля в российских аэропортах, следует из письма директора департамента производства полетов перевозчика Игоря Бурыкина, разосланного летному составу в начале января.
Топ-менеджер попросил пилотов по возможности обеспечивать фото- и видеодокументирование нахождения снега, ледяных отложений и брустверов на ВПП, рулежных дорожках и перроне, а также уделять повышенное внимание на состояние летного поля при полетах на аэродромы Хабаровска, Уфы, Ханты-Мансийска и Челябинска.
От пилотов S7 Airlines и «Уральских авиалиний»подобных добровольных сообщений не поступало, рассказали «Известиям» представители этих авиакомпаний.
В начале этого года за пределы ВПП в России выкатилось уже три самолета – причем все в течение одной недели.
При посадке в аэропорту Норильска 9 января за полосой оказался Boeing 737-800 авиакомпании NordStar, выполнявший рейс из Красноярска, развернувшись на 180 градусов, он остановился за пределами ВПП – в 29 метрах от выходного порога. Никто из находившихся на борту 169 пассажиров и восьми членов экипажа не пострадал.
В аэропорту Архангельска Талаги 12 января при посадке самолета Як-42Д авиакомпании «Арктика», выполнявшего рейс из Рогачево, по предварительным данным, причиной выкатывания стала потеря пилотами визуального контакта с огнями ВПП из-за попадания в условия приземного тумана. На борту находились 54 пассажира и пять членов экипажа, никто не пострадал.
При посадке в Якутии 15 января в аэропорту города Мирный, за пределы ВПП выкатился грузовой самолет Ту-204, принадлежащий «Почте России» и эксплуатирующийся авиакомпанией «Авиастар-Ту», который выполнял рейс из столичного Внуково, на его борту находились пять членов экипажа и 17 тонн почты и груза. При посадке в условиях почти попутного ветра самолет перелетел половину ВПП и достаточно поздно коснулся земли – уже в районе рулежной дорожки, от которой начинается уклон полосы вниз. В результате Ту-204 смог остановиться только примерно в 40 метрах от выходного торца ВПП. Коэффициент сцепления на полосе соответствовал минимально допустимому – 0,3, а в первых двух случаях он был выше – 0,32 и 0,37.
Все три случая Росавиация квалифицировала как серьезные авиационные инциденты и приступила к их расследованию. На данный момент ни одно из них не завершено.
– Причины трех выкатываний самолетов за пределы ВПП в январе 2024 года разные, они будут окончательно определены по результатам расследований. До их завершения какие-то дополнительные комментарии преждевременны, – сказал «Известиям» представитель Росавиации Артем Кореняко.
В целом за весь 2023-й год было шесть выкатываний, а в 2022-м – пять. Что касается этого января, согласно данным Росавиации, наступивший год по числу подобных инцидентов в первый месяц уже стал худшим за последнее десятилетие.
За последние пять лет в январе самолеты выкатывались за пределы ВПП только в 2023 и 2020 годах – по одному разу. В предшествующую пятилетку (2014–2018 годы) было зафиксировано по одному выкатыванию в январе 2017-го и 2015-го, в первый месяц 2014-го их было два.
На произошедшие три инцидента с выкатыванием самолетов за пределы ВПП за неделю Росавиация отреагировала оперативными рекомендациями для авиакомпаний и аэропортов, направленных на предотвращение таких случаев, за подписью руководителя агентства Дмитрия Ядрова.
Как правило, выкатывания обусловлены несколькими факторами или их неблагоприятным сочетанием. Например, наличием на полосе воды, снега, слякоти, льда и инея, инцидентам в таких условиях может способствовать некачественная подготовка ВПП к приему самолетов и, как следствие, передача экипажу недостоверных данных о состоянии покрытия полосы, говорится в документе.
Другой фактор связан с продолжением снижения борта и неуходом на второй круг при отсутствии необходимого визуального контакта с наземными ориентирами, что приводит к посадке вне рекомендованной зоны приземления. Также недостаточный учет ветровой обстановки (бокового и попутного ветра, его порывов и сдвигов) в сочетании с ошибками при пилотировании уже не раз приводили к потере путевого управления после приземления и при пробеге, отметили в Росавиации.
Кроме того, к выкатыванию могут привести неправильное использование пилотами средств сокращения посадочной дистанции (тормозов, реверсивных устройств двигателей, спойлеров), а также отказы систем воздушного судна.
Росавиация обратилась к руководителям авиакомпаний провести теоретические занятия с командно-летным, инструкторским, инспекторским составами, пилотами по повторному изучению факторов, приводящих к выкатыванию воздушных судов за пределы ВПП на этапе посадки и др.
Операторам аэропортов Федеральное агентство рекомендовала закрывать аэродром на очистку полосы при значениях нормативного коэффициента сцепления ниже 0,3, не допускать его завышения, организовать видеонаблюдение за ВПП, обеспечить своевременное приобретение запчастей и расходных материалов для техники, осуществляющей эксплуатационное содержание аэродрома и др.
Росавиация попросила их провести занятия с персоналом аэродромной службы.
Представитель Росавиации отчитался, что вопросы безопасности полетов находятся у агентства на постоянном контроле, добавив, что предложенные меры и рекомендации по предотвращению выкатываний за пределы ВПП находятся на стадии реализации и контролируются межрегиональными территориальными управлениями агентства.
Представители аэропортов Сочи, Красноярска и Шереметьево, авиакомпании «Уральские авиалинии» сообщили газете, что уже реализуют рекомендации Росавиации.
– Говорить о причинах участившихся в начале 2024 года выкатываний самолетов можно будет после завершения расследования всех обстоятельств этих инцидентов. Пока же можно констатировать, что Росавиация обращает внимание и на состояние взлетно-посадочных полос, и на планирование рейсов, и на особенности техники пилотирования воздушных судов. Какой-то единственной причины всех событий не выделяется, – отметил исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.
Напомним, согласно данным Росавиации, ежегодно с воздушными судами гражданской авиации происходит примерно 800 инцидентов по различным причинам. LR
История вопроса
Российским авиакомпаниям нужно больше поставщиков деталей
У Airbus «сердце барахлит». S7 Airlines срочно ищет опытного «кардиолога»
Врио начальника Госавианадзора поручил организовать проведение постоянных рейдов в отношении операторов аэродромов, попросив особое внимание обращать на состояние ВПП, своевременность определения значений коэффициента сцепления и их последующей записи в журнал учета состояния летного поля. В случае выявлений нарушений операторам аэродромов грозит внеплановая проверка Госавианадзора.Российским авиакомпаниям нужно больше поставщиков деталей
У Airbus «сердце барахлит». S7 Airlines срочно ищет опытного «кардиолога»
Госавианадзор располагает информацией о росте числа добровольных сообщений летного состава о неудовлетворительной подготовке аэродромов в РФ к приему и выпуску самолетов. В связи с чем начальникам МТУ Ространснадзора поручено собрать у авиакомпаний информацию об имеющихся несоответствиях, отклонениях, претензиях к состоянию и эксплуатационному содержанию аэродромов, после чего провести оценку фактов и принять меры реагирования.
В «Аэрофлоте» зафиксирован рост добровольных донесений на неудовлетворительное состояние летного поля в российских аэропортах, следует из письма директора департамента производства полетов перевозчика Игоря Бурыкина, разосланного летному составу в начале января.
Топ-менеджер попросил пилотов по возможности обеспечивать фото- и видеодокументирование нахождения снега, ледяных отложений и брустверов на ВПП, рулежных дорожках и перроне, а также уделять повышенное внимание на состояние летного поля при полетах на аэродромы Хабаровска, Уфы, Ханты-Мансийска и Челябинска.
От пилотов S7 Airlines и «Уральских авиалиний»подобных добровольных сообщений не поступало, рассказали «Известиям» представители этих авиакомпаний.
В начале этого года за пределы ВПП в России выкатилось уже три самолета – причем все в течение одной недели.
При посадке в аэропорту Норильска 9 января за полосой оказался Boeing 737-800 авиакомпании NordStar, выполнявший рейс из Красноярска, развернувшись на 180 градусов, он остановился за пределами ВПП – в 29 метрах от выходного порога. Никто из находившихся на борту 169 пассажиров и восьми членов экипажа не пострадал.
В аэропорту Архангельска Талаги 12 января при посадке самолета Як-42Д авиакомпании «Арктика», выполнявшего рейс из Рогачево, по предварительным данным, причиной выкатывания стала потеря пилотами визуального контакта с огнями ВПП из-за попадания в условия приземного тумана. На борту находились 54 пассажира и пять членов экипажа, никто не пострадал.
При посадке в Якутии 15 января в аэропорту города Мирный, за пределы ВПП выкатился грузовой самолет Ту-204, принадлежащий «Почте России» и эксплуатирующийся авиакомпанией «Авиастар-Ту», который выполнял рейс из столичного Внуково, на его борту находились пять членов экипажа и 17 тонн почты и груза. При посадке в условиях почти попутного ветра самолет перелетел половину ВПП и достаточно поздно коснулся земли – уже в районе рулежной дорожки, от которой начинается уклон полосы вниз. В результате Ту-204 смог остановиться только примерно в 40 метрах от выходного торца ВПП. Коэффициент сцепления на полосе соответствовал минимально допустимому – 0,3, а в первых двух случаях он был выше – 0,32 и 0,37.
Все три случая Росавиация квалифицировала как серьезные авиационные инциденты и приступила к их расследованию. На данный момент ни одно из них не завершено.
– Причины трех выкатываний самолетов за пределы ВПП в январе 2024 года разные, они будут окончательно определены по результатам расследований. До их завершения какие-то дополнительные комментарии преждевременны, – сказал «Известиям» представитель Росавиации Артем Кореняко.
В целом за весь 2023-й год было шесть выкатываний, а в 2022-м – пять. Что касается этого января, согласно данным Росавиации, наступивший год по числу подобных инцидентов в первый месяц уже стал худшим за последнее десятилетие.
За последние пять лет в январе самолеты выкатывались за пределы ВПП только в 2023 и 2020 годах – по одному разу. В предшествующую пятилетку (2014–2018 годы) было зафиксировано по одному выкатыванию в январе 2017-го и 2015-го, в первый месяц 2014-го их было два.
На произошедшие три инцидента с выкатыванием самолетов за пределы ВПП за неделю Росавиация отреагировала оперативными рекомендациями для авиакомпаний и аэропортов, направленных на предотвращение таких случаев, за подписью руководителя агентства Дмитрия Ядрова.
Как правило, выкатывания обусловлены несколькими факторами или их неблагоприятным сочетанием. Например, наличием на полосе воды, снега, слякоти, льда и инея, инцидентам в таких условиях может способствовать некачественная подготовка ВПП к приему самолетов и, как следствие, передача экипажу недостоверных данных о состоянии покрытия полосы, говорится в документе.
Другой фактор связан с продолжением снижения борта и неуходом на второй круг при отсутствии необходимого визуального контакта с наземными ориентирами, что приводит к посадке вне рекомендованной зоны приземления. Также недостаточный учет ветровой обстановки (бокового и попутного ветра, его порывов и сдвигов) в сочетании с ошибками при пилотировании уже не раз приводили к потере путевого управления после приземления и при пробеге, отметили в Росавиации.
Кроме того, к выкатыванию могут привести неправильное использование пилотами средств сокращения посадочной дистанции (тормозов, реверсивных устройств двигателей, спойлеров), а также отказы систем воздушного судна.
Росавиация обратилась к руководителям авиакомпаний провести теоретические занятия с командно-летным, инструкторским, инспекторским составами, пилотами по повторному изучению факторов, приводящих к выкатыванию воздушных судов за пределы ВПП на этапе посадки и др.
Операторам аэропортов Федеральное агентство рекомендовала закрывать аэродром на очистку полосы при значениях нормативного коэффициента сцепления ниже 0,3, не допускать его завышения, организовать видеонаблюдение за ВПП, обеспечить своевременное приобретение запчастей и расходных материалов для техники, осуществляющей эксплуатационное содержание аэродрома и др.
Росавиация попросила их провести занятия с персоналом аэродромной службы.
Представитель Росавиации отчитался, что вопросы безопасности полетов находятся у агентства на постоянном контроле, добавив, что предложенные меры и рекомендации по предотвращению выкатываний за пределы ВПП находятся на стадии реализации и контролируются межрегиональными территориальными управлениями агентства.
Представители аэропортов Сочи, Красноярска и Шереметьево, авиакомпании «Уральские авиалинии» сообщили газете, что уже реализуют рекомендации Росавиации.
– Говорить о причинах участившихся в начале 2024 года выкатываний самолетов можно будет после завершения расследования всех обстоятельств этих инцидентов. Пока же можно констатировать, что Росавиация обращает внимание и на состояние взлетно-посадочных полос, и на планирование рейсов, и на особенности техники пилотирования воздушных судов. Какой-то единственной причины всех событий не выделяется, – отметил исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.
Напомним, согласно данным Росавиации, ежегодно с воздушными судами гражданской авиации происходит примерно 800 инцидентов по различным причинам. LR
Тэги: аэропорты, ВПП, Росавиация, Госавианадзор
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости