Самолеты стали «хронически» опаздывать
28 декабря 2023Среднегодовое количество авиаинцидентов в РФ практически не изменилось
Антироссийские санкции, веденные в 2022 году, не оказали негативного влияния на показатели безопасности полетов российской гражданской авиации, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Росавиации и отчеты крупнейших авиакомпаний за последние пять лет.
Например, за 11 месяцев 2023 года в коммерческой авиации зафиксировано 670 авиаинцидентов, из которых 400 связаны с отказами техники. Число инцидентов связано с количеством рейсов, которое в 2022 и 2023 годах будет меньше, чем в 2021 году.
Статистика Росавиации учитывает данные коммерческих перевозок – это 116 авиакомпаний, у которых есть соответствующий сертификат эксплуатанта. При этом 65% перевезенных пассажиров приходится на авиакомпании из топ-5 (группа «Аэрофлот», S7 и «Уральские авиалинии»). Около 95% пассажирооборота приходится на самолеты иностранного производства.
Росавиация также приводит статистику авиапроисшествий: в 2019 году – шесть (в том числе два из-за отказа техники), в 2020 году – 11 (три), в 2021 году – 12 (четыре), в 2022 году – 15 (один), за 11 месяцев 2023 года – восемь (один).
Регулятор уточняет, что большинство авиапроисшествий происходит при выполнении авиаработ, где зачастую применяются однодвигательные самолеты и вертолеты, вследствие чего отказ двигателя требует выполнения вынужденной посадки на подобранную с воздуха площадку.
Большинство инцидентов обусловлено конструктивными или производственными недостатками силовой установки, системы управления (невыпуск/неуборка механизации крыла). Зачастую инциденты связанны с шасси (неуборка, ложное срабатывание сигнализации или датчиков положения опор), гидросистемой (разгерметизация, падение давления без разгерметизации), системой кондиционирования и регулирования давления воздуха в кабине.
– Наибольший риск, как правило, представляют отказы, которым кроме конструктивных и производственных недостатков способствуют ошибки или нарушения при проведении работ по техническому обслуживанию, – констатирует регулятор.
Как следует из анализа состояния безопасности полетов в ГА РФ за 2022 год, всего с самолетами произошло 364 отказа систем и оборудования. Чаще всего отказывала силовая установка (85 раз), на втором месте – отказы систем управления самолетом (73), на третьем – шасси (63), также часто происходили проблемы с системой кондиционирования (31). Треть из общего числа отказов пришлась на SSJ-100 – 103 случая, из которых пятая часть (23) связана с силовой установкой. Далее следует Boeing-737 – 77 случаев, из которых 25 – двигатель, 10 – пилотажно-навигационное оборудование. На третьем месте наиболее распространенные в РФ самолеты Airbus-A319/320/321 – 46 случаев, из которых семь – двигатель.
По последним данным МАК за первое полугодие 2023 года, авиапроисшествий на самолетах взлетной массой более 5,7 т не было (в сентябре статистику пополнила посадка «Уральских авиалиний» в поле). Абсолютные показатели безопасности полетов с учетом малой авиации улучшились к аналогичному периоду 2022 года: 11 происшествий, в том числе шесть катастроф, погибли 9 человек. За последние пять лет в среднем за полугодие происходило 7,4 катастрофы с гибелью 21 человека.
В отчете МАК за 2022 год отмечалось, что наиболее репрезентативный показатель – это число авиапроисшествий на 1 млн вылетов, и в прошлом году в пассажирских коммерческих перевозках в СНГ он оказался на самом низком уровне за последние пять лет – 1,2. По данным IATA за 2022 год, средний по миру коэффициент для 300 крупнейших международных авиакомпаний, на чью долю приходится более 80% глобальных авиаперевозок, – 1,21 (в среднем за пять лет – 1,26).
Количество инцидентов у «Аэрофлота», связанных с отказами техники, составило 106 в 2019 году, 81 – в 2020 году, 53 – в 2021 году, 26 – в 2022 году и 35 – за 11 месяцев 2023 года. В парке авиакомпании сейчас 171 самолет (MOEX: SMLT), с 2019 по 2023 год перевозчик передал дочерней «России» 42 «Суперджета». Средний налет на один инцидент по техпричинам у «Аэрофлота» растет: 9,1 тыс. часов – в 2019 году, 5,3 тыс. – в 2020 году, 9,3 тыс. – в 2021 году, 17,6 тыс. – в 2022 году и 14,5 тыс. – за 11 месяцев этого года.
В парке «России», у которой 59 иностранных самолетов и 78 SSJ-100, раскрывать статистику по отечественным судам отказались. Общее количество инцидентов (по всем причинам) в иностранном парке с 2019 по 11 месяцев 2023 года сокращалось: 17, 15, 11, 10 и 11 соответственно. В 2019 году средний налет на инцидент составлял 5,05 тыс. часов, в том числе на инцидент, вызванный техпричинами, – 13,97 тыс. часов. В 2020 году – 4,18 тыс. и 8,63 тыс. часов соответственно, в 2021 году – 6,09 тыс. и 16 тыс. часов, в 2022 году – 6,09 тыс. и 13,15 тыс. часов. В 2023 налет на инцидент составил 7,4 тыс. часов, на инцидент по техпричинам – 12,1 тыс. часов.
В «Победе» предоставили только данные об общем количестве инцидентов: 26 – в 2019 году, 19 – в 2020 году, 28 – в 2021 году, 24 – в 2022 году и 19 – за 11 месяцев 2023 года. В этом году средний налет на один инцидент – 10,6 тыс. часов. В 2019 году – 6,2 тыс. часов, в 2020 году –7,3 тыс., в 2021 году – 7,7 тыс., в 2022 году – 8,2 тыс. В монофлоте лоукостера 41 Boeing 737.
Наиболее подробные данные предоставили в S7, в парке которой 100 пассажирских самолетов. Там сослались на анализ состояния безопасности полетов в ГА РФ, согласно которому средний по отрасли показатель по общему количеству авиационных событий на 100 тыс. часов налета в 2019-м составлял 26,2, в 2020 году – 28,67, в 2021 году – 29,6, в 2022 году был равен 27,1 (в среднем за четыре года – 27,89).
– По относительному показателю S7 имеет значительно лучшие результаты по сравнению со средними по отрасли: в 2019-м – 18,94, в 2020-м – 22,29, в 2021-м – 22,28, в 2022 году был равен 13,41, – сообщили в авиакомпании.
В 2023 году показатель вырос до 21,83, или 4,58 тыс. часов налета на инцидент.
Динамика числа авиаинцидентов у S7: в 2019-м – 71 (32 из-за отказа техники), в 2020-м – 64 (32), в 2021-м – 77 (39), в 2022-м – 46 (23), за 11 месяцев 2023 года – 69 (37). Налет на один инцидент, связанный с отказом техники, у S7 в 2019 году составлял 10,27 тыс. часов, в 2020 году – 8,97 тыс. часов, в 2021 году – 8,86 тыс. часов, в 2022 году – 14,9 тыс. часов, в 2023 году – 8,54 тыс. часов.
«Уральские авиалинии», на чьем счету два громких авиапроисшествия (в 2019 и 2023 годах), ограничились общей статистикой авиаинцидентов. В 2019-м их было восемь, все связаны с отказом техники, в 2020 году – девять (восемь по техпричинам), в 2021 году – 15 (пять), в 2022 году – 20 инцидентов (13), за девять месяцев 2023 года – 14 (пять по отказу техники). В парке авиакомпании 52 Airbus.
Единственный эксплуатант SSJ-100 Red Wings (входит в «Ростех»), не привел данных по иностранному парку (в нем три Boeing, до 2022 года перевозчик летал на Airbus). Там отметили, что «стабильное значение относительных показателей безопасности сохраняется, несмотря на рост среднемесячного налета SSJ-100 со 180 часов в 2020–2021 годах до 330 часов по итогам 2023 года», а также увеличение флота SSJ-100 с семи бортов в 2020 году до 20 в 2023 году. По данным компании, в 2019 году налет на один инцидент составлял 7,69 тыс. часов, в 2020 году – 5,88 тыс. часов, в 2021 году – 4,54 тыс. часов, в 2022 году – 7,15 тыс. часов, за 11 месяцев 2023 года – 4,76 тыс. часов. При этом компания нарастила число рейсов с 16,7 тыс. в 2019 году до 25,7 тыс. за 2023 год.
В производителе самолета, компании «Яковлев» (входит в «Ростех»), сообщили, что по показателю, разработанному в соответствии SARPs ИКАО, SSJ остается в зоне «высокого уровня безопасности полетов». Налет на инцидент в 2019 году составлял 1,66 тыс. часов, в 2020 году – 1,66 тыс. часов, в 2021 году – 2,5 тыс. часов, в 2022 году – 3,33 тыс. часов, в 2023 году – 3,33 тыс. часов.
ОДК, ответственная за поддержание двигателей SaM146 в SSJ-100, указала, что число прерванных вылетов и возвратов в аэропорт из-за проблем с двигателем в 2022 году составило 32, в 2023 году – 24. В корпорации подчеркнули, что число циклов взлет-посадка за 11 месяцев 2023 года выросло относительно всего 2022 года на 89%, до 226,3 тыс., при этом «уровень исправности парка двигателей SaM146 на конец ноября 2023 года составил 90%».
При этом растет количество задержек по техническим причинам, которые не попадают в статистику авиаинцидентов. По словам собеседника издания близкого к Минтрансу, речь идет о некритичных проблемах, выявляемых в ходе предполетного осмотра: замена фильтров, колодок, лампочек и прочих расходников. Значительная часть задержек вызвана погодными условиями. В авиакомпаниях из топ-10 число таких задержек от одного часа выросло на 15-20% год к году.
В Red Wings пояснили, что во второй половине 2022 – первой половине 2023 года рост задержек (с пиковым снижением пунктуальности на 20%) был вызван объективными факторами: временным сокращением оборотного фонда запчастей, а также сокращением возможностей наземного обслуживания в иностранных аэропортах, что негативно отразилось на сроках проведения техобслуживания.
За 11 месяцев 2023 года, заверили в S7, количество задержек рейсов свыше двух часов по техническим причинам сопоставимо с 2022 годом. На конец года там прогнозируют рост показателя на 15% в сравнении с 2022 годом, «при этом он будет соизмерим с показателями 2021 года». В первую очередь, как и в 2022 году, на ситуацию повлияют погодные условия.
Напомним, ранее Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта, в которую входят крупнейшие российские авиакомпании, предложила Росавиации скорректировать некоторые положения постановления «Об особенностях разрешительных режимов в сфере авиации». LR
История вопроса
У контролеров куча техпретензий к «Уральским авиалиниям»
К авиатехникам и авиакомпаниям зачастят с проверками
У Airbus «сердце барахлит». S7 Airlines срочно ищет опытного «кардиолога»
Согласно данным Росавиации, ежегодно с воздушными судами гражданской авиации происходит примерно 800 инцидентов по различным причинам. Отказ технических систем и силовой установки за период 2019-2022 годов находится на среднем уровне 485 событий в год и «четко выраженных отрицательных тенденций не имеется».У контролеров куча техпретензий к «Уральским авиалиниям»
К авиатехникам и авиакомпаниям зачастят с проверками
У Airbus «сердце барахлит». S7 Airlines срочно ищет опытного «кардиолога»
Например, за 11 месяцев 2023 года в коммерческой авиации зафиксировано 670 авиаинцидентов, из которых 400 связаны с отказами техники. Число инцидентов связано с количеством рейсов, которое в 2022 и 2023 годах будет меньше, чем в 2021 году.
Статистика Росавиации учитывает данные коммерческих перевозок – это 116 авиакомпаний, у которых есть соответствующий сертификат эксплуатанта. При этом 65% перевезенных пассажиров приходится на авиакомпании из топ-5 (группа «Аэрофлот», S7 и «Уральские авиалинии»). Около 95% пассажирооборота приходится на самолеты иностранного производства.
Росавиация также приводит статистику авиапроисшествий: в 2019 году – шесть (в том числе два из-за отказа техники), в 2020 году – 11 (три), в 2021 году – 12 (четыре), в 2022 году – 15 (один), за 11 месяцев 2023 года – восемь (один).
Регулятор уточняет, что большинство авиапроисшествий происходит при выполнении авиаработ, где зачастую применяются однодвигательные самолеты и вертолеты, вследствие чего отказ двигателя требует выполнения вынужденной посадки на подобранную с воздуха площадку.
Большинство инцидентов обусловлено конструктивными или производственными недостатками силовой установки, системы управления (невыпуск/неуборка механизации крыла). Зачастую инциденты связанны с шасси (неуборка, ложное срабатывание сигнализации или датчиков положения опор), гидросистемой (разгерметизация, падение давления без разгерметизации), системой кондиционирования и регулирования давления воздуха в кабине.
– Наибольший риск, как правило, представляют отказы, которым кроме конструктивных и производственных недостатков способствуют ошибки или нарушения при проведении работ по техническому обслуживанию, – констатирует регулятор.
Как следует из анализа состояния безопасности полетов в ГА РФ за 2022 год, всего с самолетами произошло 364 отказа систем и оборудования. Чаще всего отказывала силовая установка (85 раз), на втором месте – отказы систем управления самолетом (73), на третьем – шасси (63), также часто происходили проблемы с системой кондиционирования (31). Треть из общего числа отказов пришлась на SSJ-100 – 103 случая, из которых пятая часть (23) связана с силовой установкой. Далее следует Boeing-737 – 77 случаев, из которых 25 – двигатель, 10 – пилотажно-навигационное оборудование. На третьем месте наиболее распространенные в РФ самолеты Airbus-A319/320/321 – 46 случаев, из которых семь – двигатель.
По последним данным МАК за первое полугодие 2023 года, авиапроисшествий на самолетах взлетной массой более 5,7 т не было (в сентябре статистику пополнила посадка «Уральских авиалиний» в поле). Абсолютные показатели безопасности полетов с учетом малой авиации улучшились к аналогичному периоду 2022 года: 11 происшествий, в том числе шесть катастроф, погибли 9 человек. За последние пять лет в среднем за полугодие происходило 7,4 катастрофы с гибелью 21 человека.
В отчете МАК за 2022 год отмечалось, что наиболее репрезентативный показатель – это число авиапроисшествий на 1 млн вылетов, и в прошлом году в пассажирских коммерческих перевозках в СНГ он оказался на самом низком уровне за последние пять лет – 1,2. По данным IATA за 2022 год, средний по миру коэффициент для 300 крупнейших международных авиакомпаний, на чью долю приходится более 80% глобальных авиаперевозок, – 1,21 (в среднем за пять лет – 1,26).
Количество инцидентов у «Аэрофлота», связанных с отказами техники, составило 106 в 2019 году, 81 – в 2020 году, 53 – в 2021 году, 26 – в 2022 году и 35 – за 11 месяцев 2023 года. В парке авиакомпании сейчас 171 самолет (MOEX: SMLT), с 2019 по 2023 год перевозчик передал дочерней «России» 42 «Суперджета». Средний налет на один инцидент по техпричинам у «Аэрофлота» растет: 9,1 тыс. часов – в 2019 году, 5,3 тыс. – в 2020 году, 9,3 тыс. – в 2021 году, 17,6 тыс. – в 2022 году и 14,5 тыс. – за 11 месяцев этого года.
В парке «России», у которой 59 иностранных самолетов и 78 SSJ-100, раскрывать статистику по отечественным судам отказались. Общее количество инцидентов (по всем причинам) в иностранном парке с 2019 по 11 месяцев 2023 года сокращалось: 17, 15, 11, 10 и 11 соответственно. В 2019 году средний налет на инцидент составлял 5,05 тыс. часов, в том числе на инцидент, вызванный техпричинами, – 13,97 тыс. часов. В 2020 году – 4,18 тыс. и 8,63 тыс. часов соответственно, в 2021 году – 6,09 тыс. и 16 тыс. часов, в 2022 году – 6,09 тыс. и 13,15 тыс. часов. В 2023 налет на инцидент составил 7,4 тыс. часов, на инцидент по техпричинам – 12,1 тыс. часов.
В «Победе» предоставили только данные об общем количестве инцидентов: 26 – в 2019 году, 19 – в 2020 году, 28 – в 2021 году, 24 – в 2022 году и 19 – за 11 месяцев 2023 года. В этом году средний налет на один инцидент – 10,6 тыс. часов. В 2019 году – 6,2 тыс. часов, в 2020 году –7,3 тыс., в 2021 году – 7,7 тыс., в 2022 году – 8,2 тыс. В монофлоте лоукостера 41 Boeing 737.
Наиболее подробные данные предоставили в S7, в парке которой 100 пассажирских самолетов. Там сослались на анализ состояния безопасности полетов в ГА РФ, согласно которому средний по отрасли показатель по общему количеству авиационных событий на 100 тыс. часов налета в 2019-м составлял 26,2, в 2020 году – 28,67, в 2021 году – 29,6, в 2022 году был равен 27,1 (в среднем за четыре года – 27,89).
– По относительному показателю S7 имеет значительно лучшие результаты по сравнению со средними по отрасли: в 2019-м – 18,94, в 2020-м – 22,29, в 2021-м – 22,28, в 2022 году был равен 13,41, – сообщили в авиакомпании.
В 2023 году показатель вырос до 21,83, или 4,58 тыс. часов налета на инцидент.
Динамика числа авиаинцидентов у S7: в 2019-м – 71 (32 из-за отказа техники), в 2020-м – 64 (32), в 2021-м – 77 (39), в 2022-м – 46 (23), за 11 месяцев 2023 года – 69 (37). Налет на один инцидент, связанный с отказом техники, у S7 в 2019 году составлял 10,27 тыс. часов, в 2020 году – 8,97 тыс. часов, в 2021 году – 8,86 тыс. часов, в 2022 году – 14,9 тыс. часов, в 2023 году – 8,54 тыс. часов.
«Уральские авиалинии», на чьем счету два громких авиапроисшествия (в 2019 и 2023 годах), ограничились общей статистикой авиаинцидентов. В 2019-м их было восемь, все связаны с отказом техники, в 2020 году – девять (восемь по техпричинам), в 2021 году – 15 (пять), в 2022 году – 20 инцидентов (13), за девять месяцев 2023 года – 14 (пять по отказу техники). В парке авиакомпании 52 Airbus.
Единственный эксплуатант SSJ-100 Red Wings (входит в «Ростех»), не привел данных по иностранному парку (в нем три Boeing, до 2022 года перевозчик летал на Airbus). Там отметили, что «стабильное значение относительных показателей безопасности сохраняется, несмотря на рост среднемесячного налета SSJ-100 со 180 часов в 2020–2021 годах до 330 часов по итогам 2023 года», а также увеличение флота SSJ-100 с семи бортов в 2020 году до 20 в 2023 году. По данным компании, в 2019 году налет на один инцидент составлял 7,69 тыс. часов, в 2020 году – 5,88 тыс. часов, в 2021 году – 4,54 тыс. часов, в 2022 году – 7,15 тыс. часов, за 11 месяцев 2023 года – 4,76 тыс. часов. При этом компания нарастила число рейсов с 16,7 тыс. в 2019 году до 25,7 тыс. за 2023 год.
В производителе самолета, компании «Яковлев» (входит в «Ростех»), сообщили, что по показателю, разработанному в соответствии SARPs ИКАО, SSJ остается в зоне «высокого уровня безопасности полетов». Налет на инцидент в 2019 году составлял 1,66 тыс. часов, в 2020 году – 1,66 тыс. часов, в 2021 году – 2,5 тыс. часов, в 2022 году – 3,33 тыс. часов, в 2023 году – 3,33 тыс. часов.
ОДК, ответственная за поддержание двигателей SaM146 в SSJ-100, указала, что число прерванных вылетов и возвратов в аэропорт из-за проблем с двигателем в 2022 году составило 32, в 2023 году – 24. В корпорации подчеркнули, что число циклов взлет-посадка за 11 месяцев 2023 года выросло относительно всего 2022 года на 89%, до 226,3 тыс., при этом «уровень исправности парка двигателей SaM146 на конец ноября 2023 года составил 90%».
При этом растет количество задержек по техническим причинам, которые не попадают в статистику авиаинцидентов. По словам собеседника издания близкого к Минтрансу, речь идет о некритичных проблемах, выявляемых в ходе предполетного осмотра: замена фильтров, колодок, лампочек и прочих расходников. Значительная часть задержек вызвана погодными условиями. В авиакомпаниях из топ-10 число таких задержек от одного часа выросло на 15-20% год к году.
В Red Wings пояснили, что во второй половине 2022 – первой половине 2023 года рост задержек (с пиковым снижением пунктуальности на 20%) был вызван объективными факторами: временным сокращением оборотного фонда запчастей, а также сокращением возможностей наземного обслуживания в иностранных аэропортах, что негативно отразилось на сроках проведения техобслуживания.
За 11 месяцев 2023 года, заверили в S7, количество задержек рейсов свыше двух часов по техническим причинам сопоставимо с 2022 годом. На конец года там прогнозируют рост показателя на 15% в сравнении с 2022 годом, «при этом он будет соизмерим с показателями 2021 года». В первую очередь, как и в 2022 году, на ситуацию повлияют погодные условия.
Напомним, ранее Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта, в которую входят крупнейшие российские авиакомпании, предложила Росавиации скорректировать некоторые положения постановления «Об особенностях разрешительных режимов в сфере авиации». LR
Тэги: авиаперевозки, статистика
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости