Дороже всего бюджету обойдется навигационная инфраструктура для дронов

18 июля 2023

В реализацию проекта по всей России планируется инвестировать 168,5 млрд рублей в 2024-2030 годах

Дороже всего бюджету обойдется навигационная инфраструктура для дронов

Затраты на создание инфраструктуры для полетов коммерческих беспилотников в России составят 236 млрд рублей до 2030 года, сообщили «Известия» со ссылкой на оценку Минтранса. Из бюджета на проект могут выделить 231,5 млрд рублей, еще 3,3 млрд рублей поступит от субъектов, оставшееся – из внебюджетных источников, следует из паспорта федерального проекта «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации беспилотных авиационных систем».

По данным газеты, статьи расходов разделены на шесть пунктов. Так, на внедрение унифицированной инфраструктуры оператора линии управления и контроля, связи, навигации, наблюдения, автоматизации и информационного обеспечения маршрутов полетов беспилотных воздушных судов (БВС) по всей России планируют направить 168,5 млрд рублей в 2024-2030 годах.

На внедрение инфраструктуры на 49 аэродромах федеральной собственности, для обеспечения полетов БАС, планируют направить еще 4,9 млрд рублей. К оснащению первых 12 аэродромов приступят в 2025 году.

Аналогичную инфраструктуру потребуется установить на 241 посадочной площадке в регионах (и находящихся в собственности региональных властей), на это выделят еще 28,4 млрд рублей до 2030 года. Из них 25 млрд рублей – средства федерального бюджета, а 3,3 млрд – региональных бюджетов. Первые шесть площадок должны быть реконструированы уже в 2024 году.

На оснащение аэропортов, наиболее подверженных угрозам незаконного вмешательства (I категория), средствами обнаружения и противодействия противоправному применению БВС планируется потратить 30 млрд рублей. В следующем году такими средствами оборудуют один аэропорт, в 2025-м – еще два, в 2026 году – девять, а всего до 2030-го – 31 аэропорт.

Порядка 5 млрд рублей вложат в оборудование системы обеспечения информационной безопасности на 290 маршрутах (районах) полетов БВС и еще 217 млн рублей – в создание цифровой платформы сертификации дронов, их разработчиков и изготовителей.

Окончательно интегрировать беспилотники в единое воздушное пространство и создать единое цифровое пространство для обеспечения полетов беспилотной и пилотируемой авиации, а также сервисов на этой основе планируется к 2026-2027 годам, следует из документа Минтранса.

Пресс-служба Минфина уведомила: паспорт нацпроекта по БАС (в который входит указанный федеральный проект Минтранса) сейчас проходит процедуру межведомственного рассмотрения. После согласования всех параметров, в том числе финансовых, проект будет внесен на рассмотрение правительства. Утвердить его до 1 сентября кабмину поручил президент России Владимир Путин.

Называя производство беспилотников очень перспективным направлением, Путин сообщил, что в ближайшее время инвестиции в эту область составят 500 млрд рублей. Производители в апреле оценивали затраты на создание отрасли дронов в 500 млрд рублей до 2030 года.

Из-за корректировки правил использования воздушного пространства беспилотниками с 1 марта 2024 года вырастут риски авиакатастроф, считают в Альянсе малой авиации. Но эти изменения, наоборот, выведут дроны из серой зоны, утверждают эксперты

В воздушном пространстве России весной 2024 года появятся тысячи беспилотных воздушных судов (дронов) весом до 30 кг, летающих без каких-либо правил и ответственности за свою деятельность, что неизбежно приведет «к массовым нарушениям и авиакатастрофам», говорится в письме главы альянса «Аэрохимфлот» Клима Галиуллина, которое он отправил министру транспорта Виталию Савельеву.

Обеспокоенность альянса вызвало правительственное постановление № 1016, принятое «для развития беспилотной авиации» и изменившее федеральные правила использования воздушного пространства. Так, с 1 марта 2024 года разрешается запускать беспилотники над населенными пунктами на высоте до 150 метров от земли или водоема в светлое время суток. Дрон должен находиться в прямой видимости внешнего пилота и вне запретных зон. Эти зоны определит Минтранс по представлению региональных и местных властей.

Для организации таких полетов беспилотников весом до 30 кг не потребуется подавать авиационным властям план перемещения. Также упрощается порядок применения дронов в сельском хозяйстве – для выполнения авиахимических работ при борьбе с вредителями. Эксплуатанты смогут совершать полеты на высоте менее 30 м от земной или водной поверхности на удалении более 5 км от аэродромов и 2 км от посадочных площадок без установления кратковременных ограничений в воздушном пространстве, отмечали в Росавиации.

Но эти изменения вместе с приказом Минтранса выводят дроны массой до 30 кг из-под государственного контроля и снимают любую ответственность с лиц, управляющих беспилотниками на высоте до 150 метров над земной и водной поверхностью, «делая их абсолютно безнадзорными», пишет Галиуллин.

– Фактически при попустительстве регулятора в стране создается опасный прецедент – различные правила полетов для разных участников единого воздушного пространства», – считает он. В результате для полетов беспилотников не будут соблюдаться некоторые ограничения (к примеру, по высоте и удалению от аэродромов). Это «неизбежно приведет к массовым нарушениям и авиакатастрофам, – полагает глава «Аэрохимальянса».

Если дроны начнут массово и бесконтрольно подниматься в воздух, это может привести к увеличению случаев их столкновения с классическими воздушными судами. Президент дал команду на развитие беспилотной авиации – это все хорошо и правильно, добавляет летный директор компании «Регионавиа» Олег Соловьев, «но получается, что в одном и том же небе мы летаем по разным условиям».

Некорректно утверждать, что с 1 марта 2024 года беспилотные воздушные суда в России будут летать без всяких правил, говорит PR-директор компании «Флай Дрон» Николай Ивашов. По его словам, в рамках создания единого воздушного пространства для беспилотных и пилотируемых воздушных судов идет работа над функционалом цифровых платформ, который позволит наблюдать полеты в онлайн-режиме. Также предусмотрены инструменты контроля за полетами и для местных властей. К тому же постановление правительства выводит из серой зоны значительное количество полетов.

– Риски аварийности гораздо больше как раз тогда, когда дроны запускаются «по-партизански», – резюмировал Ивашов.

Напомним, Минпромторг оценивает объем госзаказа на дроны в 100 млрд рублей на 2023-2026 годы: 8,6 млрд рублей – в 2023 году, 49,6 млрд рублей – в 2024-2025 годах и 42,1 млрд рублей – в 2026 году, в том числе 36 млрд рублей – со стороны госорганов. LR

Тэги: дроны, инвестиции







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх