Дроны хотят «посадить на короткий поводок»

21 апреля 2023

Оснащение транспондерами всех легких и средних дронов обойдется минимум в 1,5 млрд рублей

Дроны хотят «посадить на короткий поводок»

Производитель трекеров «М-Индастриз» обратился в Росавиацию с предложением об обязательном оснащении всех беспилотных воздушных судов бортовым оборудованием, сообщает «Коммерсантъ». Оно позволит дистанционно идентифицировать дроны, получать данные об их плановых и фактических маршрутах, а также принудительно прекращать полеты в случае отсутствия разрешения на использование воздушного пространства РФ.

– Мера позволит обеспечить безопасность полетов беспилотных воздушных судов (БВС), в том числе в едином воздушном пространстве с пилотируемой авиацией, ускорить развитие рынка услуг беспилотников и простимулирует вывод на рынок российских технологий связи, наблюдения и контроля БВС, – сказано в письме «М-Индастриз».

В 2019 году Минтранс подготовил проект приказа об обязательном оснащении беспилотников от 0,15 до 30 кг передатчиком АЗН-В 1090 OUT. Проект заморозили на стадии обсуждения.

Автоматическое зависимое наблюдение (АЗН-В/ADS-B) – метод наблюдения за воздушными судами, когда транспондеры на них автоматически предоставляют авиадиспетчерам информацию о своих координатах, параметрах и маршруте движения. С них же получает данные, например, сервис Flightradar24.

В РФ с 2020 года все ВС, летающие на высоте от 8100 м, за исключением самолетов госавиации, должны быть оснащены транспондерами АЗН-В. Но эксперты сомневаются в целесообразности применения на дронах АЗН-В, поскольку из-за их большого количества могут создаваться помехи самолетам. Кроме того, стоимость станций АЗН-В сравнительно высока. Поэтому в качестве альтернативы обычно рассматривают другие системы: Remote ID, Flarm, VDL-4.

Наипростейший вариант – использование сим-карт. Положение дрона при этом может определяться по данным встроенного GPS-приемника, а далее передаваться на землю по сотовой связи.

«М-Индастриз» предлагает трекеры с функционалом Remote ID. Это система передачи данных о дроне в полете, которая работает на базе бытовых неавиационных стандартов связи — Wi-Fi, Bluetooth, LTE, поясняет гендиректор компании Михаил Липатов. При этом сигналы Wi-Fi можно принимать на расстоянии до 2 км. В ОрВД информация обрабатывается специализированной системой UTM.

Всего в базе данных Росавиации, которая ставит на учет беспилотники от 0,15 до 30 кг, по состоянию на 31 марта числится более 76 тыс. дронов.

Стоимость разработки, по оценке Михаила Липатова, обойдется в 15 тыс. рублей НИЦ «Аэроскрипт» оценивает разработку и производство трекера в среднем в диапазоне от 20 до 30 тыс. руб. То есть оснащение всех имеющихся сегодня в РФ дронов обойдется их владельцам в сумму от 1,5 до 2,2 млрд рублей – дешевле, чем АЗН-В.

Компания «Навигатор», которая производит серийные самолетные ответчики АЗН-В, в 2022 году «в целях предотвращения возможных конфликтов между пилотируемыми ВС и беспилотниками разработала устройство для интеграции БВС в единое воздушное пространство» – малогабаритный излучатель сквиттеров ADS-Bee. Преимущество такого устройства, говорит гендиректор «Навигатора» Сергей Бабуров, – малый вес (8 г), а «также низкая стоимость изделия в сравнении с зарубежными конкурентами». Стоимость их ADS-Bee (2 Вт) при серийном производстве составит около 89 тыс. рублей. Более мощная версия, ADS-Bee (20 Вт), сейчас в разработке и обойдется в 150-180 тыс. рублей.

В России сейчас производятся десятки моделей трекеров, и при серийном производстве стоимость одного трекера для владельца БВС будет некритичной, полагает гендиректор «Флай Дрон» Никита Данилов. При этом, подчеркивает он, использование трекеров потребует как наземной, так и спутниковой инфраструктуры – в отдельных частях страны.

Для корректного определения местоположения в зонах с географическими природными барьерами для сигналов глобальных навигационных спутниковых систем, как в Арктике или в плотной городской застройке, необходимо использование «комплексированных систем», которые используют одновременно несколько спутниковых систем и локальную систему радиодальномерной навигации, а также оснащены средствами информационной безопасности, уверен гендиректор АО «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич.

По мнению гендиректора ассоциации «Аэронекст» Глеба Бабинцева, прежде всего разработчикам оборудования необходимо работать над увеличением приема сигнала до 15-20 км «как минимум», а также «оценить все вопросы электромагнитной совместимости нового оборудования с уже применяемым для других целей». АЗН-В «пробивает» до радиогоризонта на высоте 10 км до 400 км, уточняет «Аэроскрипт»: для Wi-Fi или Bluetooth дальность не превышает 300–400 м. При хорошем покрытии LTE вопрос дальности передачи данных не встает, но возникает проблема с предельной высотой: сигнал поступает на высоте до 200-300 м.

Идентификация дронов в Европе станет обязательной с 2024 года. В США все беспилотные аппараты должны оснастить удаленными идентификаторами (Remote ID) с 16 сентября 2023 года. После критики со стороны производителей и пользователей легких дронов, Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) решило использовать беспилотники без трекеров в специальных зонах, которые спонсируют общественные организации или учебные заведения.

До перехода на обязательное внедрение трекеров в РФ необходимо создать такие зоны для сохранения возможности использовать свое личное право на использование воздушного пространства, например, для авиамоделистов, любителей, а также для обучения детей и взрослых пилотированию, полагает основатель сервиса RunAvia Андрей Патраков.

Замглавы дивизиона группы ФТК Юрий Некрасов добавляет, что исключение можно сделать там, где нет объектов промышленной и критической инфраструктуры.

Напомним, Минпромторг оценивает объем госзаказа на дроны в 100 млрд рублей на 2023-2026 годы: 8,6 млрд рублей – в 2023 году, 49,6 млрд рублей – в 2024-2025 годах и 42,1 млрд рублей – в 2026 году, в том числе 36 млрд рублей – со стороны госорганов. LR

Тэги: беспилотники, дроны, стратегия развития







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх