Дронам выделили солидный бюджет в госзакупках

6 апреля 2023

Госорганы планируют приобрести около 480 тыс. единиц техники за 7 лет

Дронам выделили солидный бюджет в госзакупках

Минпромторг оценивает объем госзаказа на дроны в 100 млрд рублей на 2023-2026 годы: 8,6 млрд рублей – в 2023 году, 49,6 млрд рублей – в 2024-2025 годах и 42,1 млрд рублей – в 2026 году, сообщает «Коммерсантъ». В том числе 36 млрд рублей – со стороны госорганов.

В целом до 2030 года спрос оценивается в 200 млрд рублей, из них 79 млрд рублей – со стороны госкомпаний. В том числе 145 млрд рублей – только на сами аппараты без учета продажи услуг. Объем закупок утвердят осенью при формировании бюджета на 2024-2026 годы и закреплен в паспорте нацпроекта по беспилотникам.

Сведения по консолидированному спросу по отраслям предоставили Минпромторг, Минэнерго, Минстрой, Минприроды, Минсельхоз, Минтранс, МЧС, Минпросвещения, Минобрнауки и Росгвардия. Среди компаний с госучастием в числе заказчиков «Газпром нефть», «Газпром», «Роснефть», ОАО РЖД, «Транснефть» и «Почта России».

– В натуральном выражении ФОИВ и госкомпании претендуют на 480 тысяч единиц техники до 2030 года, – уточнили в Минпромторге.

До 2026 года речь идет о 250 тыс. единиц, 90% объема составят легкие и средние машины (до 30 кг). В тяжелом сегменте подтвержден спрос на 500 вертолетов и более 160 мультироторов. По какой стоимости рассчитывались параметры, неизвестно.

По экспертным оценкам, стоимость тяжелых вертолетов составляет около 100 млн рублей за штуку. Легкие профессиональные дроны стоят от 300 тысяч рублей, тяжелые - 20–30 млн рублей.

Государство планируют ввести субсидии на лизинг, эксплуатацию и поддержку сервцентров беспилотников, но их размер пока неясен.

Если госзаказ будет «подтвержден и забюджетирован» на 100 млрд рублей, то на меры поддержки потребуется 30-50 млрд рублей.

Скидки интересны скорее малому и среднему бизнесу, крупный в большей степени заинтересован в приобретении услуг, предоставляемых с помощью БАС, чем самой техники.

В Минпромторге подтвердили, что среди возможных направлений господдержки «обсуждается субсидирование части стоимости летного часа беспилотного воздушного судна». Прорабатываются механизмы льготного лизинга. Большой блок поддержки отрасли будет связан с упрощением регулирования, например, выделение необходимых частот, вывод эксплуатантов БАС из серой зоны, снижение стоимости сертификации, а также подготовка квалифицированных кадров.

По оценке ГТЛК, которая планирует предоставлять беспилотники в лизинг, общий объем спроса на БАС и связанные услуги в 2023–2026 годах может достигнуть порядка 120 млрд рублей, а к 2030 году превысит 215 млрд рублей. Компания уже развивает все необходимые компетенции, чтобы добиться консолидации спроса, стимулировать производство и локализацию дронов.

Лизинг и аренда, как считают в ГТЛК, «в ближайшей перспективе будут привлекательнее для клиентов, чем покупка у производителя». Компания планирует предлагать технику как в финансовый лизинг, так и в аренду, а также предоставлять услуги при помощи БПЛА от ее собственного оператора – ООО БАС.

В ВЭБ.РФ со ссылкой на совместные с АНО «Платформа НТИ» и ГТЛК подсчеты указывают, что объем рынка гражданских беспилотников в РФ на горизонте до 2026 года может составить до 500 млрд рублей «при условии стимулирования со стороны государства».

Финансовый лизинг представляется наиболее целесообразным для тяжелой техники с длительным сроком эксплуатации, в то время как легкие образовательные или мониторинговые машины скорее будут просто покупаться эксплуатантами.

За 2021 год в России было произведено около 2,5 тысяч беспилотников, в 2022 году - более 5 тысяч, в основном это техника в легком сегменте (мультироторы).

Сертификации подлежат летательные аппараты от 30 кг, над созданием которых в РФ работают в том числе «Миль и Камов», «Радар ММС», «Аэромакс» (входит в АФК «Система»), УЗГА и «Агримакс.Аэро». Сертифицирован в Росавиации только один — БАС-200 «Вертолетов России».

Если говорить о замещении таких производителей, как китайский гигант DJI, то заявленные 480 тысяч экземпляров выглядят достаточно реалистично. С уходом из РФ DJI, который выпускал основную массу коптеров взлетной массой до 30 кг, освободилась достаточно большая ниша в сельском хозяйстве, аэросъемке строительства, лесного фонда, инфраструктурных и других объектов, где спрос высок.

«Аэромакс» планирует выпустить до 2030 года около 2,5 тысяч гражданских беспилотников, но многое будет зависеть от спроса на технику.

«Геоскан» рассчитывает произвести более 100 тысяч беспилотников до 2030 года.

В ГК «Беспилотные системы» (ФИНКО) добавили, что развитию отрасли в целом могут помешать нехватка квалифицированных кадров в сфере разработки и IT, а также нехватка новых технологий, сложности с логистикой зарубежных компонентов и электроники.

– Сохраняются традиционные проблемы, связанные с необходимостью заранее согласовывать маршруты полетов, что осложняет оперативное проведение работ. Другое опасение экспертов заключается в том, что программа может замкнуть производителей беспилотников исключительно на госзаказ, – посетовали там.

Напомним, количество необходимых специалистов, включая операторов беспилотников, по данным Минпромторга, к 2030 году может составить 60% от общего объема спроса на кадры в этом секторе – около 600 тысяч человек. LR

Фото: vk.com/technopolismoscow

Тэги: дроны, инвестиции, прогнозы







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх