Wildberries и Минпромторг не сошлись по пунктам

5 августа 2024

Маркетплейс раскритиковал идею министерства считать пункты выдачи заказа торговыми объектами

Wildberries и Минпромторг не сошлись по пунктам

Wildberries раскритиковал предложение Минпромторга считать пункты выдачи заказов (ПВЗ) торговыми точками, что автоматически приравнивало бы маркетплейсы к торговым сетям. ПВЗ не являются объектами торговли, так как в них отсутствуют товарная выкладка и торговый зал и не ведется продажа товаров, пишет газета «Ведомости».

– Это часть логистической инфраструктуры, там хранятся заказы конкретных покупателей. ПВЗ Wildberries работают по партнерской модели, позволяя вести прибыльный бизнес предпринимателям из разных регионов страны, – сказал изданию представитель пресс-службы Wildberries и добавил, что Wildberries находится «в диалоге» с Минпромторгом, а работа над законопроектом еще ведется, поэтому давать комплексную оценку данной инициативе преждевременно. – Однако стоит учесть, что не все подходы к регулированию офлайн-ритейла можно применить к онлайн-торговле. В отличие от традиционного ритейла маркетплейсы имеют бесконечную онлайн-полку, и это позволяет преодолеть территориальные ограничения, сделать доступными миллионы товаров и обеспечить высокий уровень конкуренции с учетом огромного количества продавцов.

В разрабатываемом Минпромторгом законопроекте маркетплейсы определяются как «цифровые площадки розничной торговли и предоставления услуг», а ПВЗ признаются торговыми объектами. По закону о торговле «совокупность двух и более торговых объектов» считается торговой сетью.

Министерство также предлагает запретить маркетплейсам привлекать самозанятых «к трудовой деятельности и выполнению работ (оказанию услуг)». Представитель Wildberries отмечает, что разрешенные для самозанятых сферы деятельности уже установлены в соответствующем законе. По словам собеседника, специальные ограничения для маркетплейсов приведут не только к дискриминации агрегаторов товаров по сравнению с другими компаниями, но и лишат большое количество людей дополнительного заработка и возможности управлять своим рабочим временем, что является преимуществом платформенной занятости.

За последний год совокупная доля ПВЗ Ozon и Wildberries выросла с 70% до 85% от общего числа пунктов выдачи заказов крупнейших маркетплейсов, сообщил РБК 2 августа. Общее число владельцев ПВЗ трех маркетплейсов (включая «Яндекс маркет») за год выросло на 36% (абсолютный показатель не приводится). При этом количество предпринимателей, имеющих только точки Wildberries, выросло на 55%, а доля таких пунктов с 28% в июне 2023 г. увеличилась до 32% в июне этого года.

В начале апреля ФАС выдала предупреждение Wildberries, установив, что тарифы компании на логистические услуги и услуги хранения подвержены практически ежедневному изменению. Это существенным образом может влиять на продавцов и условия ведения их деятельности на маркетплейсе, считает советник «МЭФ Legal» Оксана Павлухина.

Но если признать Wildberries и Ozon торговыми сетями, то их доля в сегменте снизится, рассуждает Павлухина «и тогда уже будет невозможно мерами антимонопольного реагирования пресечь существующие нарушения».

Сейчас агрегаторы чувствуют себя в потребительских отношениях комфортно, соглашается партнер практики интеллектуальной собственности Comply Максим Али, «им достаточно лишь транслировать информацию о товарах от продавцов к пользователям и помогать с возвратом денег. Закон вводит дополнительные требования. Например, исключить возможность продажи товаров, которые не соответствуют обязательным требованиям».

Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Игорь Караваев ранее говорил, что маркетплейсы стоит регулировать законом о торговле в том случае, когда речь идет о продаже собственных товаров. Также, по его словам, целесообразно применение к маркетплейсам требований об ответственности за раскрытие информации о продавцах товаров, за незаконную продажу товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена и т. д.

Приравнивание маркетплейсов к торговым сетям влечет за собой и иные последствия. Ограничение развития федеральных маркетплейсов сделает недоступными бюджетные покупки в регионах, указывал «Ведомостям» ведущий аналитик направления «Логистика» Data Insight Сергей Семко.

В частности, признание ПВЗ торговыми объектами повлечет для владельцев помещений, в которых они размещены, необходимость уплачивать налог на имущество по кадастровой стоимости, говорил юрист «Щекин и партнеры» Артем Кушнир. Также торговля через объекты торговой сети признается объектом торгового сбора, поэтому, если в регионе, где находится ПВЗ, такой налог установлен, есть вероятность, что маркетплейсу придется уплачивать и его.

Представитель Минпромторга подтверждал ранее обсуждаемые положения, но не уточнил, когда документ может быть внесен в Госдуму.

Напомним, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) совместно с Минпромторгом, Роспотребнадзором, другими ведомствами и организациями готовит концепцию закона о регулировании маркетплейсов. LR

Тэги: Wildberries, ПВЗ, Минпромторг, законодательство







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх