Самозанятые селлеры активно вырастают из своего статуса

29 мая 2024

Перерегистрацию продавцов в ИП эксперты связывают с быстрым достижением ими лимита по выручке

Самозанятые селлеры активно вырастают из своего статуса

Количество продавцов на маркетплейсах, работающих как самозанятые, по итогам первого квартала 2024 года сократилось на 10% год к году. Такие данные приводятся в исследовании «Тинькофф Бизнес» и Pro Wildberries. Это связано с активной перерегистрацией селлеров в индивидуальные предприниматели (ИП), число которых на маркетплейсах за год выросло на 27%, сообщает «Коммерсантъ».

В Tinkoff Data перерегистрацию продавцов в ИП связывают с быстрым достижением ими лимита по выручке.

Директор группы «Яковлев и партнеры» Мария Яковлева напоминает, что максимальный доход для самозанятых – ₽2,4 млн. Статус ИП, по словам директора практики «КСК Групп» Михаила Меркулова, позволяет повысить объем выручки до ₽265 млн. Процесс регистрации юрист называет простым, но предупреждает, что у продавцов появятся новые обязанности: придется вести и регулярно подавать налоговую отчетность, платить страховые взносы, потребуется кассовый аппарат, возникает риск штрафов.

Рост оборотов бизнеса самозанятых мог быть частично продиктован опережающим увеличением цен. Такие продавцы, по данным исследования Tinkoff Data, часто продают одежду и аксессуары. Согласно данным ЦРПТ, в I квартале 2024 года цены на текстиль выросли в среднем на 9-22% год к году в зависимости от категории. Общий объем продаж при этом увеличился на 12,8% год к году.

За 2023 год одежда и обувь подорожали в среднем на 20-35% при инфляции 7,5%, отмечают в Fashion Consulting Group. Еще одним фактором, согласно наблюдениям Tinkoff Data, могло стать расширение с 1 апреля этого года системы маркировки, ставшей обязательной для большинства наименований одежды. Продавать подлежащие маркировке товары самозанятые не могут.

Согласно Tinkoff Data, 57% самозанятых продавцов в I квартале работали на Wildberries, годом ранее – 74%. Доля Ozon увеличилась с 24% до 41%, маркетплейс стал единственной площадкой, где число таких селлеров за год не сократилось. Собеседник «Ъ» на рынке онлайн-торговли связывает это с политикой самой площадки, направленной на привлечение именно самозанятых. Процесс регистрации для них сильно упрощен, есть схема, где продавец сам хранит и передает товары в доставку, – это удобно для небольших игроков.

Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что, с одной стороны, возможность работы с самозанятыми для маркетплейсов важный канал привлечения новых продавцов, с другой – значимость этого процесса постепенно снижается. Крупные игроки, по словам эксперта, сейчас заинтересованы в быстром расширении числа селлеров в целевых категориях или там, где объем предложения ограничен. В прошлом году динамика прироста новых продавцов на маркетплейсах существенно замедлилась.

Мария Яковлева считает, что сама по себе необходимость регистрации ИП для работы на маркетплейсах может замедлить приток на рынок новых продавцов. Их может отпугивать увеличение бюрократической нагрузки, финансовых затрат, юридических рисков, перечисляет эксперт, называя эти препятствия значительными.

Юрист фирмы ЮСТ Дмитрий Волковой предполагает, что продавцов при создании ИП могут испугать и риски, сопряженные с полным объемом ответственности за причиненные убытки и их потенциальным взысканием за счет всего имущества предпринимателя. Михаил Меркулов напоминает, что изначально налоговый режим для самозанятых создавался для обеления тех, кто работает на себя. Маркетплейсы же, по его мнению, «создают массу новых рыночных феноменов», требующих других законодательных подходов.

Напомним, Минтруд предложил возложить выплату налогов за самозанятых на онлайн-платформы, площадки-посредники между исполнителем заказа и клиентом, такие как агрегаторы «Яндекса» или «Сбера». LR

Тэги: маркетплейсы, законодательство, кадры







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх