Российские игроки екома давят на газ, а их зарубежные коллеги – на тормоз

28 июня 2024

Например, турецкий сервис по доставке еды Getir в апреле 2024 года объявил об уходе с рынков Великобритании, Европы и США

Российские игроки екома давят на газ, а их зарубежные коллеги – на тормоз

В России «Яндекс. Лавка» подтвердила планы по запуску франшизы на дарксторы в регионах, Ozon запустил доставку популярных товаров в течение 30 минут. В прочих странах регуляторные ограничения вынуждают компании сворачивать активность, пишет «Коммерсантъ-Review».

Турецкий сервис по доставке еды Getir в апреле 2024 года объявил об уходе с рынков Великобритании, Европы и США. Хотя еще два года назад, компания называла себя лидером сегмента в Великобритании, создавшим около 4 тыс. новых рабочих мест в нескольких городах страны.

Getir уходит с западных рынков из-за регуляторных ограничений. Во Франции закрывали дарксторы (помещения для хранения и выдачи товаров) в центре города, в Нидерландах запретили открытие новых. В Еврокомиссии обсуждается закон, который обяжет перевести часть курьеров на постоянную занятость и обеспечить им социальные гарантии, в том числе стабильный заработок, оплачиваемый отпуск и страховку. По ее оценкам, от новых правил могут выиграть до 5,5 млн нынешних работников платформ.

В России сервисы экспресс-доставки продолжают расширять географию присутствия и открывают новые пункты продаж.

По данным Data Insight, объем рынка интернет-торговли вырос в 2023 году на 48%, до ₽7,9 трлн. Средний чек сократился на 18%, до ₽1 520, но количество заказов увеличилось на 80%, до ₽5,15 млрд.

Пик роста был пройден в 2021 году, а ускорение динамики в 2023 году (на 12 процентных пунктов по сравнению с 2022 годом) носит временный характер и вызвано относительно низкой базой кризисного года и его слабым ростом. В любом случае количество онлайн-заказов четвертый год подряд «растет с фантастической скоростью», констатируют аналитики.

Рост интернет-торговли в России стимулирует и спрос на дарксторы. Особенно это заметно в сегменте доставки продуктов.

– Стремясь увеличить качество и скорость доставки, сервисы становятся все ближе к конечным потребителям, что, естественно, требует наличия соответствующей инфраструктуры, ­– объясняет старший директор, руководитель отдела складской и индустриальной недвижимости CORE.XP Антон Алябьев.

Среди основных игроков в сегменте дарксторов – крупные продуктовые сети и онлайн-ритейлеры, активно развивающие экспресс-доставку продуктов, указывает Алябьев.

Директор направления стрит-ритейла NF Group Ирина Козина выделяет такие компании, как X5 Retail Group, «Вкусвилл», «Азбука вкуса», «Самокат» и Ozon. Эти компании активно развивают свои сети дарксторов, инвестируя в технологии и логистику.

Даркстор – это не форма объекта, а его функциональное назначение, убежден региональный директор департамента складской и индустриальной недвижимости Nikoliers Виктор Афанасенко.

Например, даркстор может быть организован на традиционных big box складах, а также в помещениях свободного назначения, в том числе полуподвальных, или даже на паркингах. С точки зрения размера это могут быть как крупные здания в 10-30 тыс. кв. м, так и десятки мелких помещений по 100-500 кв. м. Объединяющим фактором для таких площадей в компании называют расположение в черте города, то есть в центре потребления, и назначение – сбор заказов для курьерской доставки конечному потребителю.

Афанасенко также подчеркивает, что для консультанта и владельца площадей нет большой разницы между арендаторами дарксторов и пользователями других категорий, если рассматривать такое помещение как традиционное складское здание формата big box.

– Внутри складского бокса организуется хранение и сортировка, ручная или автоматизированная. Для продуктов питания требуется холодильный режим и/или кондиционирование, то есть дополнительные мощности по электроэнергии, – уточняет консультант.

В CORE.XP отметили, что первые дарксторы нередко были достаточно крупными, сопоставимыми по размерам с «классическими» складами (более 10 тыс. кв. м), однако сейчас компании предпочитают обустраивать большее количество помещений, но меньшего размера, опять же для обеспечения близости к потребителю.

В основном дарксторы сегодня располагаются в помещениях свободного назначения, и такое предложение на рынке, конечно, есть, но зачастую арендатор вынужден идти на компромиссные решения в плане качества, добавляет господин Алябьев.

Цены на дарксторы варьируются в зависимости от локации, площади и уровня технологического оснащения, отмечают в NF Group. В Москве стоимость аренды дарксторов обычно варьируется от ₽5 тыс. до ₽12 тыс. за 1 кв. м в год.

Основными рисками, с которыми могут столкнуться владельцы помещений, в NF Group называют высокие капитальные затраты (качественное оснащение дарксторов требует значительных вложений), растущую конкуренцию и высокую зависимость от бесперебойной работы логистических цепочек.

Для минимизации рисков инвесторам стоит тщательно анализировать рыночные условия, выбирать проверенных партнеров и активно внедрять технологии для повышения операционной эффективности, рекомендуют в NF Group.

В Nikoliers также отмечают важность новых технологических решений: например, трансформация ручной сборки заказов со стеллажей позволит увеличить привлекательность и эффективность даркстора.

Среди перспективных технологий, которые способны стать драйвером развития сегмента, в NF Group называют внедрение устройств, помогающих отслеживать состояние товаров в реальном времени; применение искусственного интеллекта для прогнозирования спроса и оптимизации логистических процессов; технологии блокчейн для обеспечения прозрачности и безопасности трансакций.

Эксперт Ирина Козина прогнозирует дальнейший рост дарксторов на 15-20% в год за счет увеличения спроса на онлайн-покупки, расширения ассортимента товаров и улучшения логистических технологий.

Напомним, в апреле 2024 года Ozon начал открывать дарксторы уменьшенного формата, которые рассчитаны на 4-6 тыс. позиций. LR

Тэги: экспресс-доставка, дарксторы, интернет-торговля







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх