Эксперт: законодательство об интернет-торговле должно обойтись без революций

2 июля 2024

При работе над отраслевым законом России нужно учитывать зарубежный опыт

Эксперт: законодательство об интернет-торговле должно обойтись без революций

В вопросах регулирования цифровой экономики и цифровых платформ нужно обойтись без революций, необходим баланс интересов бизнеса, власти и контрольно-надзорных органов. Такое мнение высказала ректор Саратовской государственная юридическая академия Екатерина Ильгова, выступая на XII Петербургском международном юридическом форуме.

– Отдельный отраслевой закон нужен для того, чтобы унифицировать дефиниции, от есть понятийный аппарат. Это облегчит судебную практику и поможет защищать интересы всех участников цифровой экономики, – считает эксперт. – В остальном я критически отношусь ко внесенному в Госдуму законопроекту.

Заместитель генерального директора Фонда «Центр стратегических разработок» Екатерина Папченкова полагает, что при подготовке отраслевого закона о цифровой экономике необходимо в том числе опираться на западный опыт.

Так, за рубежом электронная торговля везде выделена в самостоятельную отрасль, рассказала эксперт. Она не является частью нацзаконодательства о торговле или защите прав потребителей. Но при этом в Евросоюзе отраслевое законодательство регулирует электронные рынки в целом, а в Турции и Китае – более узкий сегмент электронной коммерции.

За границей отношения платформ с бизнес-партнерами подлежат четкому регулированию. Речь, в частности, идет о вопросах изменения оферты, начислении штрафов и блокировках. В Евросоюзе для этого разработан специальный регламент, в Китае и Турции эти вопросы прописаны в законе об электронной торговле.

– В России эти вопросы тоже прорабатываются, но наши регуляторы выбрали путь жестких императивных ограничений. В других странах пошли совершенно иным путем. В ЕС, например, создаются досудебные процедуры урегулирования споров с участием медиаторов, а также внедряются механизмы защиты от того, чтобы конфликты интересов в сегменте екома рассматривались искусственным интеллектом, – привела примеры Екатерина Папченкова. – То есть за рубежом создают способы защиты прав и прозрачные условия игры, а не инструменты взыскания штрафов.

В других странах также большое внимание уделяется вопросам сорегулирования в отрасли, добавила эксперт. В США, например, сейчас создается комиссия по маркетплейсам. Она сможет создавать кодексы поведения и технические стандарты, обязательные для всех участников рынка. В Индии же действует Совет платформ занятости с участием регулятора и платформенных занятых. Он координирует действия участников рынка и следит за соблюдением социальных гарантий работников.

Также в западной практике маркетплейсы считаются «цифровыми посредниками», и они не несут ответственности за некачественную, не сертифицированную и контрафактную продукцию, отметила Екатерина Папченкова. Но при этом если платформа получает запрос от госоргана об удалении таких товаров, она обязана повиноваться. Такие правила действуют в США, Евросоюзе и Индии. Однако в ЕС сейчас «переосмысливают и совершенствуют модель информационного посредничества в сторону возложения дополнительных обязанностей на платформы», добавила эксперт. Их пытаются стимулировать «инвестировать в контроль качества».

– В частности, что онлайн-площадки должны как минимум проверять по открытым источникам, что селлер входит в обязательные госреестры и у него есть сертификат соответствия, – пояснила Екатерина Папченкова. – Это обязанность перед потребителями. А для продавцов платформа должна создавать такой интерфейс, который бы помогал селлерам соблюдать нормы действующего в ЕС законодательства.

Кроме того, в ЕС платформа должна четко информировать покупателей о том, что она не несет ответственность за товар, а является информационным посредником. Если это требование нарушается, то маркетплейс будет привлечен к ответственности за реализацию некачественной продукции.

Напомним, в июне 2024 года Союз торговых центров России, Белоруссии и Казахстана направил главам Минпромторга Антону Алиханову, Минфина Антону Силуанову и Минэкономразвития Максиму Решетникову обращение предоставить торговым центрам такие же преференции для работы, как и у маркетплейсов. LR

Фото: clustersnn.ru

Тэги: маркетплейсы, регулирование







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх