Эксперт: онлайн-продажей лекарств могут заинтересоваться крупнейшие маркетплейсы

6 мая 2021

Принятие поправок, позволяющих интернет-полщадкам продавать лекарства, ожидают не раньше осени

Эксперт: онлайн-продажей лекарств могут заинтересоваться крупнейшие маркетплейсы

В том или ином виде практически все игроки рынка электронной коммерции присматриваются к рынку лекарственных средств. Следуя примеру «Магнита» и X5, на рынок фармы могут обратить внимание в том числе и маркетплейсы с разнообразным ассортиментом и большой аудиторией: к примеру, Avito, Wildberries и Ozon, на котором уже представлен лекарственный ассортимент. Об этом «Логирусу» рассказал основатель и генеральный директор агрегатора аптек «Мегаптека.ру» Дмитрий Чирков.

Маркетплейсам возможность работы с лекарственным ассортиментом нужна скорее не как самоцель, пояснил директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов. По его словам, значимо нарастить выручку за счет препаратов вряд ли получится, это слишком компактный, по сравнению с «большим ретейлом», рынок.

– Бизнес маркетплейсов низкомаржинальный, поэтому получается зарабатывать только на больших объемах, при умении привлекать аудиторию из дешевых или относительно бесплатных каналов. При этом для аптек, к примеру, размещение на электронных площадках выгодно – других каналов с такой низкой стоимостью привлечения клиентов попросту нет, – отметил Дмитрий Чирков.

За счет появления лекарств в качестве базового ассортимента на сайте агрегатора можно сформировать полноценную товарную категорию товаров для красоты и здоровья, добавил Николай Беспалов. Кроме этого, решаются и попутные задачи: дозагружается склад и система логистики. Также сама модель работы маркетплейса предполагает получение определенного вознаграждения от партнеров.

– После разрешения дистанционной продажи лекарственных средств в медиасообществе она стала восприниматься чем-то аналогичным интернет-торговле продуктами с курьерской доставкой. Но особая специфика онлайн-продажи лекарств состоит в том, что фактически ее могут осуществлять только аптечные сети, – заявил директор по сбыту DSM Group Александр Козин.

На декабрь 2020-го в России работали 64 495 аптечных учреждений. Плотность аптек в городах, где активно развиваются маркетплейсы с быстрой доставкой до двери или пунктов выдачи заказов (ПВЗ), очень высока. И пока непонятно, какую дополнительную ценность могут дать потребителю маркетплейсы, подчеркнул эксперт.

В тоже время, согласно данным DSM Group, по итогам прошлого года объем аптечной интернет-торговли составил 93,2 млрд рублей – 6,6% от всего коммерческого фармацевтического рынка. И доля онлайн продолжает расти, достигнув в феврале 2021-го 7,9%.

При этом безрецептурные препараты в фармацевтическом e-com в 2020-м занимали в зависимости от месяца до 30%. Доля рецептурных лекарств в 1,5 раза выше. А продажа этой категории медикаментов невозможна на маркетплейсах, напомнили в компании.

Неизбежно встанет вопрос сотрудничества с профильными игроками, отметил Николай Беспалов. Так, самостоятельно работать с лекарственным ассортиментом слишком дорого и сложно при отсутствии необходимых компетенций. Сейчас этим путем идут отдельные игроки, в частности Ozon. Однако большинство, скорее всего, предпочтет кооперироваться с фармкомпаниями.

– Наиболее очевидный вариант – работать с крупными фармдистрибьюторами. У некоторых из них есть свои агрегаторы с сетью пунктов самовывоза («ЗдравСити» от «Протек» и «Аптека.ру» от «Катрен»), которые если и будут работать в сотрудничестве с маркетплейсами, то скорее всего в формате зеркала уже существующей витрины. Для площадок это тоже интересно, но глубинные задачи развития товарной категории решает только отчасти, – пояснил директор по развитию RNC Pharma.

Маркетплейсы должны будут предложить партнерство аптечным сетям, которые уже и так взаимодействуют с сервисами онлайн-бронирования, давно представленными на рынке и завоевавшими доверие покупателей, полагают DSM Group. На сегодняшний день в онлайн-торговле через собственные интернет площадки или в роли ПВЗ участвуют более 44% аптек.

Основной схемой потребительского поведения на аптечном онлайн-рынке является предварительное бронирование с последующим получением заказа в удобной аптеке. Привычная для других потребительских сегментов доставка до двери пока не дает заметной доли.

– Часть игроков продуктового e-commerce уже пробовали включать в свои предложения аптечные товары. Особенного развития данная практика не получила. Так как получение заказа в этом случае разделено, продукты доставит курьер, а за лекарствами придется идти в аптеку, с которой у онлайн-платформы есть договор, но не факт, что самую удобную для покупателя, – рассказал Александр Козин.

Сложности для работы маркетплейсов вызывают и значительные ограничения по рекламе лекарств. При этом особенно важно, что лекарства требуют осознанного выбора потребителем, через рекомендацию врача или информацию, полученную в рамках концепции Ответственного самолечения. В DSM Group считают, что этот аспект более важен, чем удобство поиска, оплаты и получения заказа или наличие службы доставки с обеспечением холодовой цепи.

Пока на рынке не идет речи о конкуренции маркетплейсов друг с другом, считают в RNC Pharma. Сейчас крупным офлайн-ретейлерам гораздо важнее не потерять свою рыночную долю за счет стремительного развития онлайн-формата.

– На рынке аптечных маркетплейсов сейчас около пяти заметных игроков и сильной конкуренции мы не ощущаем. Основной рост идет за счет уменьшения доли оффлайн-покупок в традиционных аптеках, – рассказал глава «Мегаптека.ру».

По данным DSM Group, в текущий момент, ключевую роль в фармацевтическом e-commerce играют три сервиса дистанционного заказа: «Аптека.ру» – 3,6% коммерческого сегмента, «Сбер Еаптека» – 0,8% и «Здравсити» – 0,4%. Суммарно это более 72% от фармацевтического онлайн. Следующей группой по доле выступают интернет-магазины аптечных сетей.

Вместе с тем единичные аптеки и небольшие по размеру аптечные сети просто не могут ничего противопоставить наступлению онлайна, поскольку сейчас действуют законодательные ограничения для небольших организаций.

– Ряд аптечных сетей и учреждений точно сойдет с дистанции, к тому же сейчас масса факторов давления помимо маркетплейсов и в виде увеличения налоговых отчислений, и в виде падения доходов населения и соответственно спроса. Их место будут занимать крупные сети и все те же маркетплейсы, – отметил Николай Беспалов.

Поправки в законодательство, разрешающие аптекам работать через агрегаторы и маркетплейсы уже прошли общественное обсуждение (ист.). Сейчас готовится заключительный текст проекта постановления.

Внесение поправок ожидалось весной 2021 года. Но, как прогнозируют в «Мегаптека.ру», рассчитывать на принятие законопроекта приходится не раньше осени текущего года.

– Это не тот вопрос, в котором следует торопиться. Очень важно проработать детали закона таким образом, чтобы потребители, независимо от способа оформления заказа, могли рассчитывать на получение высококачественных лекарственных средств с соблюдением всех правил транспортировки, хранения и отпуска, – резюмировал Дмитрий Чирков.

Напомним, что X5 Retail Group решил заняться торговлей лекарствами как агрегатор через маркетплейс Vprok.ru. LR

Тэги: маркетплейсы, интернет-торговля лекарствами, фармацевтика, e-commerce, интернет-торговля, прогнозы, законодательство, RNC Pharma, DSM Group, Мегаптека.ру







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх