У платформенных занятых появится собственный фонд

16 июля 2024

Отраслевой законопроект планируется внести в Госдуму до 4 августа

У платформенных занятых появится собственный фонд

Агрегаторы создадут фонд для компенсации ущерба таксистам и курьерам с минимальным размером взноса 3 млн рублей. Выплаты будут производиться, если права занятых на платформе нарушены и вина агрегатора доказана. Такое предложение содержится в актуальной версии законопроекта, которую изучили «Ведомости».

Средства фонда пойдут на возмещение ущерба курьеров и таксистом, если вина платформы, входящей в Совет цифровых платформ, будет доказана, уточнил источник, знакомый с ходом обсуждения законопроекта.

В Совете цифровых платформ предполагается объединить операторов цифровых платформ занятости, включенных в специальный реестр ФНС. Сейчас в этот реестр входит 64 оператора электронных площадок, которые осуществляют информационный обмен с налоговой службой. Компенсационный фонд будет пополняться в денежной форме за счет обязательных денежных взносов цифровых платформ занятости, которые войдут в совет. Минимальный размер такого взноса предлагается установить на уровне 3 млн рублей.

Сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян объяснил изданию, что компенсационный фонд нужен для выплаты компенсации пострадавшим, когда этого не может сделать виновный. Основатель и СЕО консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко назвал взнос 3 млн рублей не очень большим, учитывая, что компании несут ответственность перед потребителями.

В Ассоциации цифровых платформ (АЦП) пояснили, что новый законопроект предлагает несколько мер, которые ощутимо повлияют на обеление сферы платформенной занятости.

– В первую очередь, сервисы станут налоговыми агентами исполнителей и будут нести ответственность за перечисление налогов на доходы и передачу данных о занятых. То же самое касается миграционного контроля: платформы будут следить за процессом оформления сотрудничества с исполнителями, – отмечают в АЦП. Вдобавок к этому платформы будут давать преференции, в том числе материальные, тем исполнителям, которые захотят поучаствовать в программах страхования.

В ассоциации добавили, что некоторые сервисы уже обеспечивают исполнителям эти возможности, однако теперь они будут зафиксированы законом. Благодаря развитым технологиям и опыту работы с большими данными платформы уже наработали механизмы, позволяющие быстро собирать и проверять официальные сведения об исполнителях.

Проект позволяет платформам добровольно софинансировать расходы занятых на социальное и пенсионное обеспечение. Следующим шагом может стать обязательное софинансирование платформами таких расходов занятых (что, например, реализовано в Индии и в Южной Корее), допускает заместитель генерального директора Центр стратегических разработок (ЦСР) Екатерина Папченкова.

По ее мнению, главная задача регулирования – пресечь подмену понятий, когда платформенной занятостью и самозанятостью называют по факту трудовые отношения. Сделать это можно через более четкое формулирование критериев и требований к платформенной занятости и возложенный на платформы контроль за их соблюдением.

Платформенная занятость действительно может стать альтернативой трудовой занятости, не подменяя трудовые отношения, полагает член генерального совета «Деловой России», первый вице-президент Союза интернет-торговли Екатерина Авдеева.

По ее словам, некоторым компаниям нет необходимости брать в штат курьера, водителя, юриста и других работников, чьи услуги не нужны в режиме постоянного присутствия. Например, крупные компании справедливо берут на постоянную работу с хорошим окладом юристов, бухгалтеров и системных администраторов. А малому и микробизнесу услуги таких квалифицированных специалистов нужны только на определенный период.

– Проблема чаще всего в том, что обе стороны опасаются использовать этот статус. Работник не до конца понимает все его правовые аспекты, а работодатель – особенности взаимоотношений с самозанятыми в качестве трудовых, – говорит Екатерина Авдеева.

По ее словам, чаще всего ситуации, в которых трудоустройство вообще не оформлено, встречаются именно в сфере микробизнеса. Поэтому нужны четкие правила, не оставляющие правовой неопределенности: они простимулируют микробизнес и самозанятых входить в официальные взаимоотношения без опасений, пояснила эксперт.

– А уже после появления таких правил можно будет вводить критерии для определения, когда отношениями с самозанятыми подменяют трудовые, – поясняет Екатерина Авдеева.

Законопроект о платформенной занятости планируется внести в Госдуму до конца весенней сессии, которая заканчивается 4 августа 2024 года, сообщил «Ведомостям» глава рабочей группы в Госдуме Андрей Исаев.

По данным Высшей школы экономики, в России в платформенную занятость вовлечено 3,7 млн человек. Для 38% их них это основная работа, занимающая более 40 часов в неделю.

Напомним, ранее рабочая группа по подготовке законопроекта по регулированию платформенной занятости обнародовала новую версию законопроекта, согласно которому отношения между платформой и занятыми не признаются трудовыми и будут регулироваться Гражданским кодексом. Это предполагает заключение гражданско-правового договора, где будет оговариваться использование цифровой платформы. Регулирование распространится только на включенные в реестр цифровых платформ информсистемы. Предполагается, что реестр платформ занятости будет вести ФНС. LR

Фото: vmrucdn.servicecdn.ru

Тэги: законодательство, платформенная занятость







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх