Топливо уходит мимо внутреннего рынка

23 июня 2023

Нефтекомпании обеспокоены намерением Минфина сократить демпферные выплаты

Топливо уходит мимо внутреннего рынка

В июне российские нефтекомпании увеличили производство бензина на 5% – до 111,9 тысяч тонн в сутки. Но план по отгрузкам топлива на внутренний рынок все еще не выполнен, пишет «Коммерсантъ».

Так, согласно данным «Ъ», топливо поступает на рынок в недостаточных объемах: 104,3 тысячи тонн в сутки, что на 7,5% ниже запланированного объема. При этом, экспорт бензина в июне 2023 года вырос на 53% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. На экспорт идет 7,9 тысячи тонн топлива ежесуточно.

Но даже рост производства не снижает цены на бензин на бирже. Стоимость АИ-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже на этой неделе составила 58,7 тысячи рублей за тонну, что на 2,3% выше значений предыдущего периода. АИ-95 подорожал на 1,2% – 65,8 тысячи рублей за тонну.

Отметим, что на прошлой неделе представители ФАС пригрозили нефтекомпаниям открытием антимонопольных дел, если продажи на бирже не увеличатся. Соответственно, цена на топливо немного спала, хотя угрозы ведомства имели кратковременный эффект.

Кроме того, Федеральная антимонопольная служба разрабатывает документы об увеличении нормативов продажи бензина до 13% от производства, а дизеля – до 9,5%. Новые требования, после подписания приказа будут распространяться на всех производителей, получающих выплаты по демпферу. Также представители ФАС обсуждают меры по ужесточению контроля отгрузок топлива за границу.

Эксперты заявляют, что недостаток объемов топлива вызван, кроме прочего, серым экспортом, когда трейдеры покупают бензин на бирже, а потом экспортируют неофициально. При этом, даже уплата акциза и невозврат НДС делает подобные операции выгодными из-за высокого нетбэка.

Аналитики отмечают, что рост цен на топливо на бирже обусловлен борьбой Минфина с представителями отрасли по вопросам демпферных выплат. Ранее ведомство планировало сократить субсидии вдвое (на 30 млрд рублей), но решение так и не согласовали. Теперь же в Минфине хотят заняться вопросом корректировки осенью. Но повышая цены на бирже, представители нефтяной отрасли пытаются показать, что сокращать субсидии не стоит.

– Мы понимаем, что есть риски недофинансирования отрасли, есть возможность роста оптовых цен, давления на розничные цены. Но наша задача создавать все условия, чтобы цены в рознице не превышали инфляцию, – объясняет необходимость корректировки демпферов Николай Шульгинов, глава Минэнерго.

Из-за роста оптовых цен на топливо, чистая маржа продаж АИ-92 и АИ-95 в июне показала отрицательное значение. Поэтому операторы АЗС повышают цены и на розничные продажи бензина. Хотя в Минэнерго уверены, что маржа АЗС все еще находится на достаточном уровне, чтобы избежать повышения стоимости бензина для потребителей.

Согласно данным Росстата, стоимость бензина растет в рамках инфляции. С начала года цена возросла на 1,9% при инфляции в 2,6%.

Напомним, ранее Федеральная антимонопольная служба направила письма девяти нефтяным компаниям с требованием увеличить объемы продаж бензинов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. LR

Тэги: топливо, демпфер, тарифы







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх