Топ-10 жд операторов теряет тонны
23 августа 2024Исключениями из общего тренда стали перевозчик зерна «Деметра-Холдингу» и Национальная транспортная компания
Восемь из десяти крупнейших железнодорожных операторов сократили объемы перевозок по итогам полугодия, следует из рейтинга Infoline Rail Russia Top. По оценкам аналитиков, в условиях общего сокращения погрузки, перевозок и грузооборота на сети совокупная доля десяти крупнейших игроков в перевозках за год сократилась с 58,7% до 56,4%, в грузообороте – с 62,7% до 60,7%, сообщает «Коммерсантъ».
Положительную динамику по грузообороту из десяти крупнейших операторов показали только «Деметра-Холдинг», НТК и «Трансойл». За год этот показатель у компаний вырос на 0,7%, 9,9% и 1,1%, до 58 млрд тонно-км, 99,7 млрд тонно-км и 67,8 млрд тонно-км соответственно. У ФГК и ПГК по итогам полугодия грузооборот сократился на 9,7% и 8,1%, до 83,8 млрд тонно-км и 123,9 млрд тонно-км.
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что ФГК опустилась со второго места по объему перевозок впервые за долгое время. По его словам, НТК удалось обогнать компанию за счет приобретения парка полувагонов «Нефтетранссервиса» (25,4 тыс. штук). А динамика «Деметра-Холдинга» объясняется как закупкой новых вагонов, так и развитием маршрутных перевозок в ключевой растущей номенклатуре – зерновых грузов. По словам эксперта, на фоне падения погрузки большинства грузов положительную динамику также показывают контейнерный сегмент и минеральные удобрения, а стабильными остаются нефтеналивные грузы.
В январе-июле общая погрузка сократилась на 3,4%, до 697,7 млн тонн, по данным ОАО «РЖД». Погрузка удобрений выросла на 8,5%, до 39,5 млн тонн, зерна – на 3,3%, до 18 млн тонн, а нефти и нефтепродуктов – снизилась на 0,9%, до 121,5 млн тонн.
Замгендиректора ИПЕМ Владимир Савчук ожидает, что на рынке продолжится перераспределение долей в пользу операторов, продолжающих наращивать парк, чтобы обеспечить наличие большего числа порожних вагонов на разных станциях погрузки, что позволяет быть рядом с потенциальными клиентами, обеспечивая транспортную безопасность, и наращивать объемы перевозок, компенсируя ростом парка технологические сложности, в том числе замедление скорости оборота вагонов.
На рынке после повышения ключевой ставки, которое автоматически транслируется в договоры лизинга подвижного состава, сформировались предпосылки для ускорения консолидации парка за счет M&A. Крупные операторы заинтересованы в приобретении вагонов, а цены у заводов, хоть и стабилизировались на фоне отказа некоторых клиентов от закупок, остаются высокими, и ожидание поставок растягивается на несколько месяцев, поясняет он.
Купившие парк в 2022-2023 годах на заемные средства или в лизинг инвесторы, продолжает аналитик, могут задумываться о выходе из бизнеса, чтобы зафиксировать прибыль от роста цен на вагоны и под давлением роста стоимости финансирования в связи с высокой ключевой ставкой, уверяет Михаил Бурмистров.
В Infoline отмечают, несмотря на ожидаемое снижение рентабельности операторов в 2024 году в среднем до 14-15% против около 20% в 2023 году в связи с ростом расходов на лизинг подвижного состава, доходность и финансовая устойчивость бизнеса большинства крупнейших игроков остается очень высокой.
Напомним, входящие в «Деметра-Холдинг» ООО «Грузовая компания» и ООО «Русагротранс» получили по 99% и 1% в вагонной компании ООО «Нефрит». Соответствующие изменения в ЕГРЮЛ внесены в конце июля 2024 года. LR
История вопроса
Рыночные доли крупнейших жд операторов «истощаются»
Спустя 11 лет ПГК снова ждут перемены
Год к году показатели компаний выросли соответственно на 4,2% и 12,3%, до 30,9 млн тонн и 53,5 млн тонн. НТК в результате вышла на второе место рейтинга по объему перевозок, опередив ФГК (входит в ОАО «РЖД»), показатель которой снизился на 15,6%, до 50,6 млн тонн, что соответствует третьему месту. Лидер рейтинга – Первая грузовая компания (ПГК) – снизил перевозку на 4,6% год к году, до 61,9 млн тонн.Рыночные доли крупнейших жд операторов «истощаются»
Спустя 11 лет ПГК снова ждут перемены
Положительную динамику по грузообороту из десяти крупнейших операторов показали только «Деметра-Холдинг», НТК и «Трансойл». За год этот показатель у компаний вырос на 0,7%, 9,9% и 1,1%, до 58 млрд тонно-км, 99,7 млрд тонно-км и 67,8 млрд тонно-км соответственно. У ФГК и ПГК по итогам полугодия грузооборот сократился на 9,7% и 8,1%, до 83,8 млрд тонно-км и 123,9 млрд тонно-км.
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что ФГК опустилась со второго места по объему перевозок впервые за долгое время. По его словам, НТК удалось обогнать компанию за счет приобретения парка полувагонов «Нефтетранссервиса» (25,4 тыс. штук). А динамика «Деметра-Холдинга» объясняется как закупкой новых вагонов, так и развитием маршрутных перевозок в ключевой растущей номенклатуре – зерновых грузов. По словам эксперта, на фоне падения погрузки большинства грузов положительную динамику также показывают контейнерный сегмент и минеральные удобрения, а стабильными остаются нефтеналивные грузы.
В январе-июле общая погрузка сократилась на 3,4%, до 697,7 млн тонн, по данным ОАО «РЖД». Погрузка удобрений выросла на 8,5%, до 39,5 млн тонн, зерна – на 3,3%, до 18 млн тонн, а нефти и нефтепродуктов – снизилась на 0,9%, до 121,5 млн тонн.
Замгендиректора ИПЕМ Владимир Савчук ожидает, что на рынке продолжится перераспределение долей в пользу операторов, продолжающих наращивать парк, чтобы обеспечить наличие большего числа порожних вагонов на разных станциях погрузки, что позволяет быть рядом с потенциальными клиентами, обеспечивая транспортную безопасность, и наращивать объемы перевозок, компенсируя ростом парка технологические сложности, в том числе замедление скорости оборота вагонов.
На рынке после повышения ключевой ставки, которое автоматически транслируется в договоры лизинга подвижного состава, сформировались предпосылки для ускорения консолидации парка за счет M&A. Крупные операторы заинтересованы в приобретении вагонов, а цены у заводов, хоть и стабилизировались на фоне отказа некоторых клиентов от закупок, остаются высокими, и ожидание поставок растягивается на несколько месяцев, поясняет он.
Купившие парк в 2022-2023 годах на заемные средства или в лизинг инвесторы, продолжает аналитик, могут задумываться о выходе из бизнеса, чтобы зафиксировать прибыль от роста цен на вагоны и под давлением роста стоимости финансирования в связи с высокой ключевой ставкой, уверяет Михаил Бурмистров.
В Infoline отмечают, несмотря на ожидаемое снижение рентабельности операторов в 2024 году в среднем до 14-15% против около 20% в 2023 году в связи с ростом расходов на лизинг подвижного состава, доходность и финансовая устойчивость бизнеса большинства крупнейших игроков остается очень высокой.
Напомним, входящие в «Деметра-Холдинг» ООО «Грузовая компания» и ООО «Русагротранс» получили по 99% и 1% в вагонной компании ООО «Нефрит». Соответствующие изменения в ЕГРЮЛ внесены в конце июля 2024 года. LR
Тэги: железнодорожные грузоперевозки, рейтинги
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости