Темпы поставки вагонов опережают темпы развития сети и погрузки

29 июня 2023

Эксперты считают, что такими темпами количество полувагонов на сети монополии вырастет до 1,3 млн, а этот объем железная дорога вряд ли «переварит»

Темпы поставки вагонов опережают темпы развития сети и погрузки

Согласно ежемесячному отчету Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), вагоноотправки на сети РЖД упали, однако ставки на предоставление вагонов выросли, пишет «Vgudok».

По сути, оба явления должны быть симметричны: меньше отправок, значит больше свободных вагонов, соответственно цена на них тоже должна снижаться. Но даже в условиях профицита парка, снижать стоимость вагонов РЖД не собирается.

В отчете ИПЕМ указано, что в мае количество вагоноотправок в сегменте полувагонов сократилось на 0,9% по сравнению с предыдущим месяцем. Таким образом, около 5,5 тысячи полувагонов остались свободными, что вполне могло сказаться на стоимости их аренды. При этом, рост оборота полувагонов на 3,8% увеличил привлекаемый для перевозок парк полувагонов сразу на 23 тысячи единиц.

Аналитики считают, что такие показатели характерны для сезонных изменений в расписании. Летом приоритетными для РЖД становятся пассажирские перевозки на юг, а сроки доставок грузовым железнодорожным транспортом увеличиваются в связи с инфраструктурными ограничениями монополии.

Согласно опросам ИПЕМ, в зависимости от типа полувагонов арендные ставки в июне выросли на 2,6-4,3% по сравнению с маем. Кроме того, отправители стройматериалов отметили, что полувагоны для перевозки щебня стали дороже на 10%.

Выросшие арендные ставки могут негативно сказаться и на общем парке РЖД. Эксперты считают, что такими темпами количество полувагонов на сети монополии вырастет до 1,3 млн, а этот объем железная дорога вряд ли осилит.

– Темпы поставки вагонов опережают темпы развития сети и темпы роста погрузки. А вагоны поставляются из-за роста оборота, поскольку все больше вагонов стоит на станциях погрузки/выгрузки, находится в брошенных поездах или движении по сети, и их требуется все больше, чтобы обеспечить перевозку того же объема грузов. Это замкнутый круг, – подчеркнул Владимир Савчук, заместитель генерального директора ИПЕМ.

Повышение оборота вагона – это лишь следствие, добавил Денис Семенкин, заместитель председателя Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава (НП ОЖдПС). Подвижного состава сегодня не хватает по трем основным причинам, уверен эксперт. Первое – очень много вагонов, не только полувагонов, но и других типов подвижного состава, стали отправлять в страны Средней Азии для перевозки туда грузов. Кроме того, вагоны поехали через Закавказье. Естественно, не только дальность вырастает, они дольше обрабатываются в процессе такого движения.

Вторая причина – неэффективность работы крупнейших операторов, говорит Денис Семенкин. Это касается, в том числе, крытых вагонов. Операторы стараются заключать контракты с крупнейшими грузоотправителями, дают подчас больше вагонов, чем требуется, забивают ими подвижные пути и ждут погрузки. Это все претензии к менеджменту крупных операторов. У них вся нацеленность на крупных грузоотправителей, чтобы меньше заморачиваться новыми контрактами, их обслуживанием.

– Третья причина – это неспособность РЖД организовать нормальный перевозочный процесс. Причем на каждой дороге есть своя история. Где-то не хватает локомотивов, где-то ушли специалисты, профессионалы, которые работали много лет, и их пока еще не заменили, где-то холдинг стесняется сказать, что сейчас объем работ по капитальному ремонту путей больше, чем в предыдущие годы. Это вызывает сбой по движению, – резюмировал эксперт.

Напомним, что ОАО «РЖД» предлагает внедрить на третьей очереди БАМа механизм договоров ship-or-pay или «вези или плати». LR

Тэги: грузовые вагоны, РЖД, ИПЕМ







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх