Темпы поставки вагонов опережают темпы развития сети и погрузки
29 июня 2023Эксперты считают, что такими темпами количество полувагонов на сети монополии вырастет до 1,3 млн, а этот объем железная дорога вряд ли «переварит»
Согласно ежемесячному отчету Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), вагоноотправки на сети РЖД упали, однако ставки на предоставление вагонов выросли, пишет «Vgudok».
В отчете ИПЕМ указано, что в мае количество вагоноотправок в сегменте полувагонов сократилось на 0,9% по сравнению с предыдущим месяцем. Таким образом, около 5,5 тысячи полувагонов остались свободными, что вполне могло сказаться на стоимости их аренды. При этом, рост оборота полувагонов на 3,8% увеличил привлекаемый для перевозок парк полувагонов сразу на 23 тысячи единиц.
Аналитики считают, что такие показатели характерны для сезонных изменений в расписании. Летом приоритетными для РЖД становятся пассажирские перевозки на юг, а сроки доставок грузовым железнодорожным транспортом увеличиваются в связи с инфраструктурными ограничениями монополии.
Согласно опросам ИПЕМ, в зависимости от типа полувагонов арендные ставки в июне выросли на 2,6-4,3% по сравнению с маем. Кроме того, отправители стройматериалов отметили, что полувагоны для перевозки щебня стали дороже на 10%.
Выросшие арендные ставки могут негативно сказаться и на общем парке РЖД. Эксперты считают, что такими темпами количество полувагонов на сети монополии вырастет до 1,3 млн, а этот объем железная дорога вряд ли осилит.
– Темпы поставки вагонов опережают темпы развития сети и темпы роста погрузки. А вагоны поставляются из-за роста оборота, поскольку все больше вагонов стоит на станциях погрузки/выгрузки, находится в брошенных поездах или движении по сети, и их требуется все больше, чтобы обеспечить перевозку того же объема грузов. Это замкнутый круг, – подчеркнул Владимир Савчук, заместитель генерального директора ИПЕМ.
Повышение оборота вагона – это лишь следствие, добавил Денис Семенкин, заместитель председателя Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава (НП ОЖдПС). Подвижного состава сегодня не хватает по трем основным причинам, уверен эксперт. Первое – очень много вагонов, не только полувагонов, но и других типов подвижного состава, стали отправлять в страны Средней Азии для перевозки туда грузов. Кроме того, вагоны поехали через Закавказье. Естественно, не только дальность вырастает, они дольше обрабатываются в процессе такого движения.
Вторая причина – неэффективность работы крупнейших операторов, говорит Денис Семенкин. Это касается, в том числе, крытых вагонов. Операторы стараются заключать контракты с крупнейшими грузоотправителями, дают подчас больше вагонов, чем требуется, забивают ими подвижные пути и ждут погрузки. Это все претензии к менеджменту крупных операторов. У них вся нацеленность на крупных грузоотправителей, чтобы меньше заморачиваться новыми контрактами, их обслуживанием.
– Третья причина – это неспособность РЖД организовать нормальный перевозочный процесс. Причем на каждой дороге есть своя история. Где-то не хватает локомотивов, где-то ушли специалисты, профессионалы, которые работали много лет, и их пока еще не заменили, где-то холдинг стесняется сказать, что сейчас объем работ по капитальному ремонту путей больше, чем в предыдущие годы. Это вызывает сбой по движению, – резюмировал эксперт.
Напомним, что ОАО «РЖД» предлагает внедрить на третьей очереди БАМа механизм договоров ship-or-pay или «вези или плати». LR
История вопроса
Вагоны катятся в новые регионы нехотя и за дополнительное вознаграждение
25 мая состоялся Транспортный форум «Подвижной состав: производство, эксплуатация и ремонт»
По сути, оба явления должны быть симметричны: меньше отправок, значит больше свободных вагонов, соответственно цена на них тоже должна снижаться. Но даже в условиях профицита парка, снижать стоимость вагонов РЖД не собирается.Вагоны катятся в новые регионы нехотя и за дополнительное вознаграждение
25 мая состоялся Транспортный форум «Подвижной состав: производство, эксплуатация и ремонт»
В отчете ИПЕМ указано, что в мае количество вагоноотправок в сегменте полувагонов сократилось на 0,9% по сравнению с предыдущим месяцем. Таким образом, около 5,5 тысячи полувагонов остались свободными, что вполне могло сказаться на стоимости их аренды. При этом, рост оборота полувагонов на 3,8% увеличил привлекаемый для перевозок парк полувагонов сразу на 23 тысячи единиц.
Аналитики считают, что такие показатели характерны для сезонных изменений в расписании. Летом приоритетными для РЖД становятся пассажирские перевозки на юг, а сроки доставок грузовым железнодорожным транспортом увеличиваются в связи с инфраструктурными ограничениями монополии.
Согласно опросам ИПЕМ, в зависимости от типа полувагонов арендные ставки в июне выросли на 2,6-4,3% по сравнению с маем. Кроме того, отправители стройматериалов отметили, что полувагоны для перевозки щебня стали дороже на 10%.
Выросшие арендные ставки могут негативно сказаться и на общем парке РЖД. Эксперты считают, что такими темпами количество полувагонов на сети монополии вырастет до 1,3 млн, а этот объем железная дорога вряд ли осилит.
– Темпы поставки вагонов опережают темпы развития сети и темпы роста погрузки. А вагоны поставляются из-за роста оборота, поскольку все больше вагонов стоит на станциях погрузки/выгрузки, находится в брошенных поездах или движении по сети, и их требуется все больше, чтобы обеспечить перевозку того же объема грузов. Это замкнутый круг, – подчеркнул Владимир Савчук, заместитель генерального директора ИПЕМ.
Повышение оборота вагона – это лишь следствие, добавил Денис Семенкин, заместитель председателя Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава (НП ОЖдПС). Подвижного состава сегодня не хватает по трем основным причинам, уверен эксперт. Первое – очень много вагонов, не только полувагонов, но и других типов подвижного состава, стали отправлять в страны Средней Азии для перевозки туда грузов. Кроме того, вагоны поехали через Закавказье. Естественно, не только дальность вырастает, они дольше обрабатываются в процессе такого движения.
Вторая причина – неэффективность работы крупнейших операторов, говорит Денис Семенкин. Это касается, в том числе, крытых вагонов. Операторы стараются заключать контракты с крупнейшими грузоотправителями, дают подчас больше вагонов, чем требуется, забивают ими подвижные пути и ждут погрузки. Это все претензии к менеджменту крупных операторов. У них вся нацеленность на крупных грузоотправителей, чтобы меньше заморачиваться новыми контрактами, их обслуживанием.
– Третья причина – это неспособность РЖД организовать нормальный перевозочный процесс. Причем на каждой дороге есть своя история. Где-то не хватает локомотивов, где-то ушли специалисты, профессионалы, которые работали много лет, и их пока еще не заменили, где-то холдинг стесняется сказать, что сейчас объем работ по капитальному ремонту путей больше, чем в предыдущие годы. Это вызывает сбой по движению, – резюмировал эксперт.
Напомним, что ОАО «РЖД» предлагает внедрить на третьей очереди БАМа механизм договоров ship-or-pay или «вези или плати». LR
Тэги: грузовые вагоны, РЖД, ИПЕМ
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Новости по теме
- 11.11.2024 «Деметра-Холдинг» впитывает вагоны как губка
- 25.10.2024 Ремонты грузовых вагонов готовятся «к броску»
- 15.10.2024 Грузовые вагоны «подурнели» как объекты инвестиций