Срочный рынок топлива в России хотят втиснуть в «дорожную карту»
20 мая 2024По мнению властей, это позволит продавцам и покупателям нивелировать риски резких скачков цен

Минэнерго и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) совместно с Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржей (СПбМТСБ) разработали проект «дорожной карты» по развитию срочного рынка топлива, который позволит продавцам и покупателям нивелировать риски резких скачков цен, сообщает «РБК».
Все основные решения намечены лишь на следующий год, в частности, это касается вопроса об установлении обязательного норматива продаж топлива на срочном рынке. Задача определить его ответственными ведомствами – Минэнерго и ФАС – намечена на первое полугодие 2025 года. Ранее обсуждалась возможность обязательно направлять 1% нормативных продаж на срочный рынок.
В первой половине 2025 года планируется внести изменения в регулирование, после которых компании смогут досрочно обменивать фьючерсную позицию на поставочную и зачитывать эти объемы в счет нормативных продаж.
Минэнерго «поддерживает развитие срочного рынка нефтепродуктов», но считает, что «для принятия решений по совершенствованию нормативно-правовой базы необходимо проанализировать итоги применения крупными участниками рынка уже действующих инструментов».
Срочный рынок нефтепродуктов является инструментом «страхования ценовых рисков и планирования производственной деятельности», отметили РБК в ФАС. «Сейчас проводится пилотный проект, по результатам которого будут выработаны предложения по его совершенствованию», – пояснили в службе.
В СПбМТСБ «не комментируют непринятые документы», но отметили, что «срочный рынок – один из действенных способов стабилизации рынка топлива».
– Установленная ФАС и Минэнерго добровольная возможность для доминантов продавать 1% реализуемых на бирже нефтепродуктов в виде поставочных фьючерсов позитивно отражается на показателях биржи. Нефтяные компании и другие участники начали готовиться к выходу на срочный рынок более активно. В то же время компаниям нужно время для адаптации своих корпоративных политик к практике хеджирования рисков на товарном рынке, – прокомментировал заместитель управляющего директора СПбМТСБ Алексей Чечурин.
Сейчас норматив на срочном рынке носит рекомендательный характер. Он действует с марта 2024 года и установлен в размере 1% от обязательных нормативов продаж в основной секции биржи (в секции «Нефтепродукты»). Механизм можно применять к бензину, дизельному топливу и сжиженным углеводородным газам (СУГ), по которым компании обязаны продавать на бирже 15, 16 и 7,5% от объема производства соответственно.
Помимо совершенствования нормативной правовой базы, отдельный блок мероприятий «дорожной карты» отведен под распространение практик использования биржевых производных инструментов на рынке топлива. Предполагается, что ФАС в первой половине 2025 года займется внедрением в учетные политики компаний-производителей таких практик для продажи продукции. Кроме того, вместе с Минэнерго ведомство подготовит рекомендации для производителей и потребителей по применению производных биржевых инструментов для хеджирования, реализации и приобретения нефтепродуктов, а также по раскрытию производителями топлива соответствующей информации в ежегодной отчетности.
По истечении срока «дорожной карты» развитие срочного рынка планируется продолжить. Для этого в четвертом квартале 2025 года ведомства и биржа разработают новый план действий на период 2026-2028 годов.
Напомним, ранее на совещании у вице-премьера Александра Новака обсуждался комплекс мер, направленных на сдерживание стоимости бензина и дизельного топлива в сезон высокого спроса. LR
История вопроса
Как только экспорт топлива поставили на стоп, биржевые котировки «приуныли»
Экспортеров топлива «перепишут»
«Дорожная карта» рассчитана на 2024-2025 годы, однако весь текущий год предполагается отвести под ежемесячный мониторинг срочного рынка, работу над «созданием и модификацией инструментов и технологий срочной торговли», а также «обучающие мероприятия» для заинтересованных сторон.Как только экспорт топлива поставили на стоп, биржевые котировки «приуныли»
Экспортеров топлива «перепишут»
Все основные решения намечены лишь на следующий год, в частности, это касается вопроса об установлении обязательного норматива продаж топлива на срочном рынке. Задача определить его ответственными ведомствами – Минэнерго и ФАС – намечена на первое полугодие 2025 года. Ранее обсуждалась возможность обязательно направлять 1% нормативных продаж на срочный рынок.
В первой половине 2025 года планируется внести изменения в регулирование, после которых компании смогут досрочно обменивать фьючерсную позицию на поставочную и зачитывать эти объемы в счет нормативных продаж.
Минэнерго «поддерживает развитие срочного рынка нефтепродуктов», но считает, что «для принятия решений по совершенствованию нормативно-правовой базы необходимо проанализировать итоги применения крупными участниками рынка уже действующих инструментов».
Срочный рынок нефтепродуктов является инструментом «страхования ценовых рисков и планирования производственной деятельности», отметили РБК в ФАС. «Сейчас проводится пилотный проект, по результатам которого будут выработаны предложения по его совершенствованию», – пояснили в службе.
В СПбМТСБ «не комментируют непринятые документы», но отметили, что «срочный рынок – один из действенных способов стабилизации рынка топлива».
– Установленная ФАС и Минэнерго добровольная возможность для доминантов продавать 1% реализуемых на бирже нефтепродуктов в виде поставочных фьючерсов позитивно отражается на показателях биржи. Нефтяные компании и другие участники начали готовиться к выходу на срочный рынок более активно. В то же время компаниям нужно время для адаптации своих корпоративных политик к практике хеджирования рисков на товарном рынке, – прокомментировал заместитель управляющего директора СПбМТСБ Алексей Чечурин.
Сейчас норматив на срочном рынке носит рекомендательный характер. Он действует с марта 2024 года и установлен в размере 1% от обязательных нормативов продаж в основной секции биржи (в секции «Нефтепродукты»). Механизм можно применять к бензину, дизельному топливу и сжиженным углеводородным газам (СУГ), по которым компании обязаны продавать на бирже 15, 16 и 7,5% от объема производства соответственно.
Помимо совершенствования нормативной правовой базы, отдельный блок мероприятий «дорожной карты» отведен под распространение практик использования биржевых производных инструментов на рынке топлива. Предполагается, что ФАС в первой половине 2025 года займется внедрением в учетные политики компаний-производителей таких практик для продажи продукции. Кроме того, вместе с Минэнерго ведомство подготовит рекомендации для производителей и потребителей по применению производных биржевых инструментов для хеджирования, реализации и приобретения нефтепродуктов, а также по раскрытию производителями топлива соответствующей информации в ежегодной отчетности.
По истечении срока «дорожной карты» развитие срочного рынка планируется продолжить. Для этого в четвертом квартале 2025 года ведомства и биржа разработают новый план действий на период 2026-2028 годов.
Напомним, ранее на совещании у вице-премьера Александра Новака обсуждался комплекс мер, направленных на сдерживание стоимости бензина и дизельного топлива в сезон высокого спроса. LR
Тэги: топливо, тарифная политика
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Новости по теме
Другие новости рубрики

