Рублевые тарифы на стивидорные услуги сделают порты привлекательней
17 ноября 2014Бизнес ждет скорого вмешательства государства в регулирование отпускных цен на услуги стивидорных компаний
Чем меньше в себестоимости импортной продукции или сырья будет валютных составляющих, тем устойчивей, стабильный будет гражданский оборот. Таково мнение генерального директора и управляющего партнера юридической компании «Академия права», эксперта по правовым вопросам ГПУ ВЭД Анастасии Чурсиной.
Правительству до 1 декабря поручено рассмотреть вопрос об обоснованности утверждения тарифов в иностранной валюте на стивидорные услуги в морских портах Российской Федерации. Соответствующее поручение было подписано президентом по итогам совещания о развитии портовой инфраструктуры Азово-Черноморского региона, состоявшегося в Новороссийске 23 сентября 2014 года.
Об отношении к возможному переводу оплаты стивидорных услуг в национальной валюте, а также о том, насколько высока вероятность положительного решения по данному вопросу, как долго оно может приниматься и как отразится на деятельности участников ВЭД, «Логирусу» рассказала генеральный директор и управляющий партнер юридической компании «Академия права», эксперт по правовым вопросам ГПУ ВЭД Анастасия Чурсина.
– С большим позитивным ожиданием отношусь к такому переводу, поскольку по некоторой категории грузов «стивидорка» может составлять до 3% от себестоимости, особенно если груз подвергался таможенному контролю в виде осмотра, досмотра и проч., – пояснила собеседница «Логируса».
По словам эксперта, колебания курса иностранных валют не позволяют импортеру заблаговременно оценить себестоимость импортной продукции для отпуска, и он устанавливает ее в валюте, а зарплата у потребителей – в рублях. «Чем меньше в себестоимости импортной продукции, сырья будет валютных составляющих, тем устойчивей, стабильный будет гражданский оборот», – полагает Анастасия Чурсина.
– Более того, представляя интересы предпринимателей против стивидорных компаний Большого порта Санкт-Петербурга, я изучила довольно много бухгалтерских документов, калькуляций этих компаний. Внутри их услуг нет валютной составляющей. Почему же тогда российские компании в своих договорных отношениях на территории России должны оперировать в иностранной валюте? – задается вопросом собеседница «Логируса».
Эксперт считает, что товарный оборот России и жизнь граждан не должны ориентироваться на валюту других стран. «Этому способствует ориентированность страны на импортозамещение, этому должно способствовать предпринимательское сообщество, – уточнила она. – Кроме того, тарифы в рублях на стивидорные услуги на растущем курсе могли бы сделать, наконец-то, привлекательными наши порты, учитывая, что на сегодняшний день наш порт показывает снижение оборота по контейнерным грузам, а страны Балтии демонстрируют уверенный рост».
– Этот вопрос (перевод оплаты стивидорных услуг в рубли – LR) может решиться мгновенно, – полагает Анастасия Чурсина. – Практически все стивидорные компании находятся в списке естественных монополий. Государство вправе устанавливать (регулировать) цены на их услуги. Сейчас цены установлены в долларах.
Напомним, Федеральной службой по тарифам (ФСТ) в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях», постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 №293 «О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей», на основании Положения о ФСТ РФ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №332, устанавливаются тарифы на погрузку и выгрузку, хранение грузов, осуществляемые субъектами предпринимательской деятельности, в том числе в морских портах.
– Тарифы устанавливаются приказом ФСТ. С декабря установить их сложно, но вполне реально, – не сомневается эксперт. – Если бы спросили меня, я бы посоветовала ФСТ закрепить цены на услуги по курсу на начало 2014 года и с учетом инфляции пересчитать на начало 2015 года. Это было бы справедливо на падающем рынке и поддержало бы наших предпринимателей.
Сейчас, продолжает собеседница «Логируса», из под ценового регулирования выведены только тарифы на стивидорные услуги в Большом порту Санкт-Петербурга в рамках пилотного проекта ФСТ по развитию конкуренции, реализованного в морском порту «Большой порт Санкт-Петербург», по поручению Правительства РФ от 04.12.2009 №ИШ-П9-7109. «По мнению бизнеса региона, этот пилотный проект не привел к развитию конкуренции (на что был направлен). В результате мелкий и средний бизнес не имеет возможности заключать договоры на стивидорные услуги напрямую, а также получать публичную информации о тарифах; тарифы в валюте с 2010 года на стивидорные услуги в порту Санкт-Петербурга выросли в два раза, а в рублях – почти в три раза»; –комментирует эксперт сложившуюся ситуацию.
Такой отказ государства от регулирования отпускных цен на услуги стивидорных компаний в отдельно взятом порту привел к стремительному росту накладных расходов (от 178% – 12.11.2010 г. до 194% – 29.03.2013 г.), приводит данные Анастасия Чурсина, в то время как Порядком регулирования тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги в ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», утвержденным Минэкономики РФ 29.12.1995 года, было установлено ограничение на предельную величину накладных расходов на уровне 60%. «Рекомендованные 60% накладных расходов в отсутствие регулирования превратились в 200% при плановой прибыли 50%, а доходе – более 60%, и это без учета курсовых разниц этого года. Думаю, ресурс для закрепления цен в рублях налицо», – констатирует собеседница «Логируса».
– Правительство может незамедлительно закрепить тарифы стивидоров в рублях, отменить пилотный проект ФСТ в Большом порту Санкт-Петербурга, что приведет к более определенному, урегулированному рынку, однако, цены не должны фиксироваться в рублях на сегодняшний день, – еще раз акцентирует свое мнение эксперт. – Цены следует закрепить на конец прошлого года и увеличивать каждый год с учетом инфляции. Стивидоры от этого не пострадают.
Если услуги в порту будут тарифицироваться в рублях, то и портовые экспедиторы, и агенты тоже, скорее всего, перейдут на рубль, прогнозирует собеседница «Логируса». «Все это приведет к снижению отпускных цен для внутреннего рынка. Мы, например, подсчитали, что для контейнера со строительными материалами стоимость перевалки и перемещения для таможенного контроля может составлять от 3% до 10% от стоимости товаров. Если закрепят цены в рублях по курсу на начало года, снижение себестоимости налицо! Возможно, немедленного снижения цен не произойдет, но это рынок – обязательно появятся низкие рублевые предложения», – резюмирует Анастасия Чурсина.
Участники ВЭД, опрошенные «Логирусом» разделяют позитивные ожидания эксперта. «Если расходы у стивидоров рублевые, то и доходы должны быть такими же, – говорят собеседники. – Истории про краны в евро, которые рассказывают стивидоры, это истории «в пользу бедных».
– Вопрос может решаться быстро, и, скорее всего, решится, – надеется один из участников ВЭД. – Вопрос в том, как решение будет исполняться: у.е., индексации по любому поводу – у монополистов много вариантов для повышения цен на услуги. А для участников ВЭД любое снижение (фиксирование) издержек – это хорошо. LR
Правительству до 1 декабря поручено рассмотреть вопрос об обоснованности утверждения тарифов в иностранной валюте на стивидорные услуги в морских портах Российской Федерации. Соответствующее поручение было подписано президентом по итогам совещания о развитии портовой инфраструктуры Азово-Черноморского региона, состоявшегося в Новороссийске 23 сентября 2014 года.
Об отношении к возможному переводу оплаты стивидорных услуг в национальной валюте, а также о том, насколько высока вероятность положительного решения по данному вопросу, как долго оно может приниматься и как отразится на деятельности участников ВЭД, «Логирусу» рассказала генеральный директор и управляющий партнер юридической компании «Академия права», эксперт по правовым вопросам ГПУ ВЭД Анастасия Чурсина.
– С большим позитивным ожиданием отношусь к такому переводу, поскольку по некоторой категории грузов «стивидорка» может составлять до 3% от себестоимости, особенно если груз подвергался таможенному контролю в виде осмотра, досмотра и проч., – пояснила собеседница «Логируса».
По словам эксперта, колебания курса иностранных валют не позволяют импортеру заблаговременно оценить себестоимость импортной продукции для отпуска, и он устанавливает ее в валюте, а зарплата у потребителей – в рублях. «Чем меньше в себестоимости импортной продукции, сырья будет валютных составляющих, тем устойчивей, стабильный будет гражданский оборот», – полагает Анастасия Чурсина.
– Более того, представляя интересы предпринимателей против стивидорных компаний Большого порта Санкт-Петербурга, я изучила довольно много бухгалтерских документов, калькуляций этих компаний. Внутри их услуг нет валютной составляющей. Почему же тогда российские компании в своих договорных отношениях на территории России должны оперировать в иностранной валюте? – задается вопросом собеседница «Логируса».
Эксперт считает, что товарный оборот России и жизнь граждан не должны ориентироваться на валюту других стран. «Этому способствует ориентированность страны на импортозамещение, этому должно способствовать предпринимательское сообщество, – уточнила она. – Кроме того, тарифы в рублях на стивидорные услуги на растущем курсе могли бы сделать, наконец-то, привлекательными наши порты, учитывая, что на сегодняшний день наш порт показывает снижение оборота по контейнерным грузам, а страны Балтии демонстрируют уверенный рост».
– Этот вопрос (перевод оплаты стивидорных услуг в рубли – LR) может решиться мгновенно, – полагает Анастасия Чурсина. – Практически все стивидорные компании находятся в списке естественных монополий. Государство вправе устанавливать (регулировать) цены на их услуги. Сейчас цены установлены в долларах.
Напомним, Федеральной службой по тарифам (ФСТ) в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях», постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 №293 «О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей», на основании Положения о ФСТ РФ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №332, устанавливаются тарифы на погрузку и выгрузку, хранение грузов, осуществляемые субъектами предпринимательской деятельности, в том числе в морских портах.
– Тарифы устанавливаются приказом ФСТ. С декабря установить их сложно, но вполне реально, – не сомневается эксперт. – Если бы спросили меня, я бы посоветовала ФСТ закрепить цены на услуги по курсу на начало 2014 года и с учетом инфляции пересчитать на начало 2015 года. Это было бы справедливо на падающем рынке и поддержало бы наших предпринимателей.
Сейчас, продолжает собеседница «Логируса», из под ценового регулирования выведены только тарифы на стивидорные услуги в Большом порту Санкт-Петербурга в рамках пилотного проекта ФСТ по развитию конкуренции, реализованного в морском порту «Большой порт Санкт-Петербург», по поручению Правительства РФ от 04.12.2009 №ИШ-П9-7109. «По мнению бизнеса региона, этот пилотный проект не привел к развитию конкуренции (на что был направлен). В результате мелкий и средний бизнес не имеет возможности заключать договоры на стивидорные услуги напрямую, а также получать публичную информации о тарифах; тарифы в валюте с 2010 года на стивидорные услуги в порту Санкт-Петербурга выросли в два раза, а в рублях – почти в три раза»; –комментирует эксперт сложившуюся ситуацию.
Такой отказ государства от регулирования отпускных цен на услуги стивидорных компаний в отдельно взятом порту привел к стремительному росту накладных расходов (от 178% – 12.11.2010 г. до 194% – 29.03.2013 г.), приводит данные Анастасия Чурсина, в то время как Порядком регулирования тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги в ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», утвержденным Минэкономики РФ 29.12.1995 года, было установлено ограничение на предельную величину накладных расходов на уровне 60%. «Рекомендованные 60% накладных расходов в отсутствие регулирования превратились в 200% при плановой прибыли 50%, а доходе – более 60%, и это без учета курсовых разниц этого года. Думаю, ресурс для закрепления цен в рублях налицо», – констатирует собеседница «Логируса».
– Правительство может незамедлительно закрепить тарифы стивидоров в рублях, отменить пилотный проект ФСТ в Большом порту Санкт-Петербурга, что приведет к более определенному, урегулированному рынку, однако, цены не должны фиксироваться в рублях на сегодняшний день, – еще раз акцентирует свое мнение эксперт. – Цены следует закрепить на конец прошлого года и увеличивать каждый год с учетом инфляции. Стивидоры от этого не пострадают.
Если услуги в порту будут тарифицироваться в рублях, то и портовые экспедиторы, и агенты тоже, скорее всего, перейдут на рубль, прогнозирует собеседница «Логируса». «Все это приведет к снижению отпускных цен для внутреннего рынка. Мы, например, подсчитали, что для контейнера со строительными материалами стоимость перевалки и перемещения для таможенного контроля может составлять от 3% до 10% от стоимости товаров. Если закрепят цены в рублях по курсу на начало года, снижение себестоимости налицо! Возможно, немедленного снижения цен не произойдет, но это рынок – обязательно появятся низкие рублевые предложения», – резюмирует Анастасия Чурсина.
Участники ВЭД, опрошенные «Логирусом» разделяют позитивные ожидания эксперта. «Если расходы у стивидоров рублевые, то и доходы должны быть такими же, – говорят собеседники. – Истории про краны в евро, которые рассказывают стивидоры, это истории «в пользу бедных».
– Вопрос может решаться быстро, и, скорее всего, решится, – надеется один из участников ВЭД. – Вопрос в том, как решение будет исполняться: у.е., индексации по любому поводу – у монополистов много вариантов для повышения цен на услуги. А для участников ВЭД любое снижение (фиксирование) издержек – это хорошо. LR
Тэги: стивидорные компании, ФТС, Большой порт Санкт-Петербург
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости