Российская нефть «ежится», но продирается через льды Севморпути

22 августа 2023

Срок доставки в Китай из-за неблагоприятных метеоусловий может достигать 50 дней

Российская нефть «ежится», но продирается через льды Севморпути

Российские нефтекомпании продолжают тестировать поставки нефти из портов Балтики по Северному морскому пути (СМП). В июле «Газпром нефть» и «Роснефть» отправили из Приморска и Усть-Луги две партии нефти Urals, вкупе около 200 тыс. тонн, танкерами «Совкомфлота» NS Arctic и Primorsky Prospect в Китай, сообщил «Коммерсантъ» на основании данных Kpler.

В Индию и Китай нефть в основном доставляют через Суэцкий канал, а при использовании перегрузки в VLCC-танкеры – вокруг Африки. Однако летом маршрут через арктические моря при поставке в Китай оказывается короче.

Отправленные в июле танкеры, несмотря на ледокольную проводку, из-за тяжелых условий в Восточной Арктике двигались с низкой скоростью. В августе, по данным Kpler, из Приморска вышел танкер Hammurabi, который был загружен около 100 тыс. тонн Urals от «Роснефти»: нефть была продана на FOB трейдеру Nord Axis, предположительное время доставки составит 43 дня. Этому трейдеру Trafigura в прошлом году передала 10% в проекте «Роснефти» «Восток Ойл».

Преимущество СМП заключается в возможности сократить цепочку поставок в Китай, однако сказывается нехватка танкеров повышенного ледового класса и ледоколов.

Танкер Primorsky Prospect выполняет первую поставку Urals через СМП в истории, в прошлом году этот путь проделал лишь один танкер, и то с партией нефти сорта «Варандей». В сентябре экспортеры нефти продолжат использовать СМП. Поставка по маршруту «Приморск – Жичжао» через Суэцкий канал занимает в среднем 50 дней, через СМП – около 40-42 дней, полагает Виктор Катона из Kpler.

Однако поставка первого груза этого года, прошедшего вдоль СМП (Primorsky Prospect), предположительно, займет 49 дней, фактически лишив российского экспортера логистических преимуществ.

Однако в августе улучшение ледовых условий в Восточной Арктике уже существенно ускорило прохождение СМП нефтяными танкерами – в текущих условиях российские поставщики могут сэкономить до 20 дней на круговом рейсе при поставках нефти в Китай, используя СМП.

По словам главы консультационного центра «Гекон» Михаила Григорьева, российские нефтекомпании уже отправили по СМП семь танкеров с нефтью: три танкера из Приморска, два – из Усть-Луги и два – из Мурманска (в последнем случае отгружалась нефть «Варандея» и «Нового порта»).

Рейсы выполняются танкерами «Совкомфлота» ледовых классов Ice3 и Arc4 из балтийских портов, Arc4 и Arc5 из Мурманска, перевозки осуществляют суда типоразмера Aframax дедвейтом 113-117 тыс. тонн, но один рейс из порта Усть-Луга выполняется танкером типоразмера MR (50 тыс. тонн).

Кроме двух судов, неделю ждавших улучшения ледовых условий на СМП и подхода ледоколов, все остальные суда следуют безостановочно, замечает он, приход судов в китайские поры ожидается в период с 26 августа по 16 сентября.

По оценкам Григорьева, за семь рейсов суда перевезут около 700 тыс. тонн нефти.

Суда ледового класса Ice3, в соответствии с правилами плавания, могут находиться в акватории СМП только до 15 ноября, а суда ледовых классов Arc4 и Arc5 также имеют значительные ограничения по условиям плавания, особенно в восточном секторе СМП, поэтому все они вряд ли смогут выполнить повторные рейсы.

Западные компании приобретают российскую нефть Urals сверх уровня установленного «Большой семеркой» потолка цен в $60 за баррель, сообщает агентство «Bloomberg» (ист.).

Приблизительно 40% вывозящих нефть из российских портов Балтийского и Черного морей танкеров принадлежат западным компаниям, которые должны соблюдать потолок цен в $60 за баррель. Ранее западным компаниям принадлежало около половины судов. Кроме того, значительная часть судов по-прежнему страхуется через Лондон.

Западные фирмы имеют право работать с российской нефтью, но им нужно было подтвердить, что нефть куплена ниже ценового потолка.

«Неясно, как отдельные владельцы и страховщики проводят дополнительную проверку грузов и каковы причины, по которым они продолжают предоставлять свои услуги. Однако владельцы и страховщики уже давно утверждают, что они не могут знать точную цену, по которой продан груз. Цена в долгосрочных сделках может отличаться от краткосрочных рыночных цен», – приводит «Bloomberg» мнение своего источника, знакомого с ситуацией на рынке.

В последние недели судовладельцы и страховщики пытаются выяснить, достаточно ли им только предоставить справку о том, что перевозимое ими топливо был приобретен по цене ниже $60. По данным Argus, в пятницу в российских портах на Балтийском и Черном морях она составляла около $71 за баррель.

По информации министерства финансов РФ, средняя цена на нефть марки Urals в июле сложилась на уровне $64,37 за баррель. Это в 1,2 раз ниже, чем в июле 2022 года ($78,41 за баррель), однако выше установленного странами G7 ценового потолка. Он был определен на уровне $60 за баррель. В январе–июле средняя цена за баррель Urals была ниже ценового потолка и составляла $53,94.

В Минфине США уверены, что ограничение цен на российскую нефть сократила доходы бюджета РФ без прекращения поставок энергоносителей на мировой рынок. По данным МЭА, российский экспорт нефти и нефтепродуктов в июне сократился до 7,3 млн б/с – самого низкого уровня с марта 2021 года. Поступления от экспорта нефти и нефтепродуктов сократились до $11,8 млрд.

Напомним, по словам руководителя проектного офиса по вопросам развития Арктики госкорпорации «Росатом», Сергея Чемко, на передвижение грузов по восточному сектору Северного морского пути влияют два параметра: коммерческая составляющая и обеспечение безопасности судов, перевозящих грузы. LR

Тэги: Северный морской путь, топливо







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх