Росприроднадзор ничего не добился от минтранса Кубани
20 декабря 2023Ведомство подало иск о возмещении ущерба, нанесенного акватории Черного моря брошенным сухогрузом
Арбитражный суд Краснодарского края отказал в удовлетворении иска Черноморско–Азовского морского управления Росприроднадзора во взыскании с министерства транспорта Кубани вреда, причиненного Черному морю в результате утечки нефтепродуктов с заброшенного затонувшего судна в порту Новороссийска. Надзорное ведомство обвинило власти в бездействии: региональный минтранс не провел работу по утилизации судна, сообщил «РБК».
В июле 2017 года на «Roksolana 2» произошел пожар, в результате частично или полностью выгорели помещения в надстройке судна. Сухогруз отшвартовали к причалу №1 ПАО «НМТП» морского порта Новороссийск.
Как указал истец, местонахождение брошенного судна препятствует эксплуатации и ремонту причала, затрудняет строительство и реконструкцию универсального перегрузочного комплекса (УПК) АО «Новороссийский судоремонтный завод» (НСРЗ).
В октябре 2022 года капитан порта Новороссийск распорядился удалить сухогруз из акватории и направил соответствующее требование в администрацию Кубани. Параллельно Росприроднадзор выявил, что судно проржавело, а пробы воды показали наличие превышение нормативов ПДК вредных веществ, в частности нефтепродуктов и железа. Исходя из того, что сухогруз оказывает негативное воздействие на окружающую среду, а власти Кубани не выполняют свои обязанности по его удалению, ведомство обратилось с иском о возмещении вреда.
В связи с этим в октябре 2022 года врио капитана морского порта Новороссийск издал распоряжение об удалении затонувшего теплохода, а год спустя, в ноябре 2022 года, капитан порта – требование в адрес администрации Краснодарского края. В соответствии с ним до 23 января 2023 года необходимо было разработать документацию по удалению морского судна из акватории морпорта и до 23 ноября 2023 года транспортировать или утилизировать его любым безопасным способом.
Одновременно с этим, в декабре 2022 года, управление Росприроднадзора провело выездное обследование акватории Черного моря в районе оставленного сухогруза и установило, что работы, связанные с удалением судна, не ведутся. Анализ взятых проб воды на количественное содержание нефтепродуктов и железа показал превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ.
– Полагая, что судно «Roksolana 2» оказывает негативное воздействие на окружающую среду (водный объект Черное море), является отходом производства и потребления, Черноморско–Азовское морское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обратилось в арбитражный суд с иском о возмещении вреда. Заявленные требования обоснованы истцом как убытки, причиненные водному объекту, в связи с ненадлежащим выполнением субъектом РФ своих обязанностей в части удаления затонувшего имущества, – сказано в решении арбитража.
Согласно Кодексу торгового мореплавания (КТМ, в редакции до марта текущего года) удаление сухогруза из акватории должно было производиться собственником затонувшего судна и администрацией порта. Но впоследствии в КТМ были внесены изменения, согласно которым при отсутствии данных о собственнике либо ликвидации юрлица такое судно считается собственностью того субъекта России, к побережью которого ближе всего расположено.
Новороссийская транспортная прокуратура представила сведения о том, что компания–собственник была ликвидирована в 2018 году, а капитан порта направил еще одно требования залогодержателю сухогруза – латвийскому банку AS PNB Banka об удалении судна до 18 декабря этого года, которое не исполнено.
– Истцом не доказано, что вред возник в результате действий (бездействия) именно ответчика, а не иного лица, так как в период с 2013 года по 2022 год обязанность по удалению затонувшего имущества существовала исключительно у собственника судна и администрации морского порта и не относилась к обязанности субъекта РФ, – решил кубанский арбитраж.
Теплоход Roksolana 2 построен в 1988 году на судоверфи VEB Elbewerften Boizenburg (Германия). Длина судна – 78,68 м, ширина – 11,6 м, высота надводного борта – 4 м, валовая вместимость – 1698 тонн, тип судна – сухогруз.
Напомним, ранее вице-премьер РФ Виктория Абрамченко, курирующая в Правительстве вопросы экологии, поручила разработать программу по ликвидации кладбищ кораблей по всей стране. LR
История вопроса
Денег на ликвидацию «кладбищ судов» нет, но программу уже поручено разработать
За «утопленников» ответят судовладельцы
В декабре 2013 года теплоход «Roksolana 2» под флагом Сент-Винсент и Гренадины (порт приписки Кингстон) прибыл в морской порт Новороссийск, с 2014 года собственник судна MED Global Logistics и судовладелец Morline Group не обеспечивали необходимое техническое состояние и безопасность сухогруза. После прекращения снабжение судна и выплаты заработной платы, экипаж покинул борт судна.Денег на ликвидацию «кладбищ судов» нет, но программу уже поручено разработать
За «утопленников» ответят судовладельцы
В июле 2017 года на «Roksolana 2» произошел пожар, в результате частично или полностью выгорели помещения в надстройке судна. Сухогруз отшвартовали к причалу №1 ПАО «НМТП» морского порта Новороссийск.
Как указал истец, местонахождение брошенного судна препятствует эксплуатации и ремонту причала, затрудняет строительство и реконструкцию универсального перегрузочного комплекса (УПК) АО «Новороссийский судоремонтный завод» (НСРЗ).
В октябре 2022 года капитан порта Новороссийск распорядился удалить сухогруз из акватории и направил соответствующее требование в администрацию Кубани. Параллельно Росприроднадзор выявил, что судно проржавело, а пробы воды показали наличие превышение нормативов ПДК вредных веществ, в частности нефтепродуктов и железа. Исходя из того, что сухогруз оказывает негативное воздействие на окружающую среду, а власти Кубани не выполняют свои обязанности по его удалению, ведомство обратилось с иском о возмещении вреда.
В связи с этим в октябре 2022 года врио капитана морского порта Новороссийск издал распоряжение об удалении затонувшего теплохода, а год спустя, в ноябре 2022 года, капитан порта – требование в адрес администрации Краснодарского края. В соответствии с ним до 23 января 2023 года необходимо было разработать документацию по удалению морского судна из акватории морпорта и до 23 ноября 2023 года транспортировать или утилизировать его любым безопасным способом.
Одновременно с этим, в декабре 2022 года, управление Росприроднадзора провело выездное обследование акватории Черного моря в районе оставленного сухогруза и установило, что работы, связанные с удалением судна, не ведутся. Анализ взятых проб воды на количественное содержание нефтепродуктов и железа показал превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ.
– Полагая, что судно «Roksolana 2» оказывает негативное воздействие на окружающую среду (водный объект Черное море), является отходом производства и потребления, Черноморско–Азовское морское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обратилось в арбитражный суд с иском о возмещении вреда. Заявленные требования обоснованы истцом как убытки, причиненные водному объекту, в связи с ненадлежащим выполнением субъектом РФ своих обязанностей в части удаления затонувшего имущества, – сказано в решении арбитража.
Согласно Кодексу торгового мореплавания (КТМ, в редакции до марта текущего года) удаление сухогруза из акватории должно было производиться собственником затонувшего судна и администрацией порта. Но впоследствии в КТМ были внесены изменения, согласно которым при отсутствии данных о собственнике либо ликвидации юрлица такое судно считается собственностью того субъекта России, к побережью которого ближе всего расположено.
Новороссийская транспортная прокуратура представила сведения о том, что компания–собственник была ликвидирована в 2018 году, а капитан порта направил еще одно требования залогодержателю сухогруза – латвийскому банку AS PNB Banka об удалении судна до 18 декабря этого года, которое не исполнено.
– Истцом не доказано, что вред возник в результате действий (бездействия) именно ответчика, а не иного лица, так как в период с 2013 года по 2022 год обязанность по удалению затонувшего имущества существовала исключительно у собственника судна и администрации морского порта и не относилась к обязанности субъекта РФ, – решил кубанский арбитраж.
Теплоход Roksolana 2 построен в 1988 году на судоверфи VEB Elbewerften Boizenburg (Германия). Длина судна – 78,68 м, ширина – 11,6 м, высота надводного борта – 4 м, валовая вместимость – 1698 тонн, тип судна – сухогруз.
Напомним, ранее вице-премьер РФ Виктория Абрамченко, курирующая в Правительстве вопросы экологии, поручила разработать программу по ликвидации кладбищ кораблей по всей стране. LR
Тэги: затонувшие суда, судебные споры, Росприроднадзор
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости