Росприроднадзор ничего не добился от минтранса Кубани

20 декабря 2023

Ведомство подало иск о возмещении ущерба, нанесенного акватории Черного моря брошенным сухогрузом

Росприроднадзор ничего не добился от минтранса Кубани

Арбитражный суд Краснодарского края отказал в удовлетворении иска Черноморско–Азовского морского управления Росприроднадзора во взыскании с министерства транспорта Кубани вреда, причиненного Черному морю в результате утечки нефтепродуктов с заброшенного затонувшего судна в порту Новороссийска. Надзорное ведомство обвинило власти в бездействии: региональный минтранс не провел работу по утилизации судна, сообщил «РБК».

В декабре 2013 года теплоход «Roksolana 2» под флагом Сент-Винсент и Гренадины (порт приписки Кингстон) прибыл в морской порт Новороссийск, с 2014 года собственник судна MED Global Logistics и судовладелец Morline Group не обеспечивали необходимое техническое состояние и безопасность сухогруза. После прекращения снабжение судна и выплаты заработной платы, экипаж покинул борт судна.

В июле 2017 года на «Roksolana 2» произошел пожар, в результате частично или полностью выгорели помещения в надстройке судна. Сухогруз отшвартовали к причалу №1 ПАО «НМТП» морского порта Новороссийск.

Как указал истец, местонахождение брошенного судна препятствует эксплуатации и ремонту причала, затрудняет строительство и реконструкцию универсального перегрузочного комплекса (УПК) АО «Новороссийский судоремонтный завод» (НСРЗ).

В октябре 2022 года капитан порта Новороссийск распорядился удалить сухогруз из акватории и направил соответствующее требование в администрацию Кубани. Параллельно Росприроднадзор выявил, что судно проржавело, а пробы воды показали наличие превышение нормативов ПДК вредных веществ, в частности нефтепродуктов и железа. Исходя из того, что сухогруз оказывает негативное воздействие на окружающую среду, а власти Кубани не выполняют свои обязанности по его удалению, ведомство обратилось с иском о возмещении вреда.

В связи с этим в октябре 2022 года врио капитана морского порта Новороссийск издал распоряжение об удалении затонувшего теплохода, а год спустя, в ноябре 2022 года, капитан порта – требование в адрес администрации Краснодарского края. В соответствии с ним до 23 января 2023 года необходимо было разработать документацию по удалению морского судна из акватории морпорта и до 23 ноября 2023 года транспортировать или утилизировать его любым безопасным способом.

Одновременно с этим, в декабре 2022 года, управление Росприроднадзора провело выездное обследование акватории Черного моря в районе оставленного сухогруза и установило, что работы, связанные с удалением судна, не ведутся. Анализ взятых проб воды на количественное содержание нефтепродуктов и железа показал превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ.

– Полагая, что судно «Roksolana 2» оказывает негативное воздействие на окружающую среду (водный объект Черное море), является отходом производства и потребления, Черноморско–Азовское морское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обратилось в арбитражный суд с иском о возмещении вреда. Заявленные требования обоснованы истцом как убытки, причиненные водному объекту, в связи с ненадлежащим выполнением субъектом РФ своих обязанностей в части удаления затонувшего имущества, – сказано в решении арбитража.

Согласно Кодексу торгового мореплавания (КТМ, в редакции до марта текущего года) удаление сухогруза из акватории должно было производиться собственником затонувшего судна и администрацией порта. Но впоследствии в КТМ были внесены изменения, согласно которым при отсутствии данных о собственнике либо ликвидации юрлица такое судно считается собственностью того субъекта России, к побережью которого ближе всего расположено.

Новороссийская транспортная прокуратура представила сведения о том, что компания–собственник была ликвидирована в 2018 году, а капитан порта направил еще одно требования залогодержателю сухогруза – латвийскому банку AS PNB Banka об удалении судна до 18 декабря этого года, которое не исполнено.

– Истцом не доказано, что вред возник в результате действий (бездействия) именно ответчика, а не иного лица, так как в период с 2013 года по 2022 год обязанность по удалению затонувшего имущества существовала исключительно у собственника судна и администрации морского порта и не относилась к обязанности субъекта РФ, – решил кубанский арбитраж.

Теплоход Roksolana 2 построен в 1988 году на судоверфи VEB Elbewerften Boizenburg (Германия). Длина судна – 78,68 м, ширина – 11,6 м, высота надводного борта – 4 м, валовая вместимость – 1698 тонн, тип судна – сухогруз.

Напомним, ранее вице-премьер РФ Виктория Абрамченко, курирующая в Правительстве вопросы экологии, поручила разработать программу по ликвидации кладбищ кораблей по всей стране. LR

Тэги: затонувшие суда, судебные споры, Росприроднадзор







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх