Правила недискриминационного доступа вернут на железную дорогу

31 мая 2024

Новая версия утверждена постановлением правительства 27 мая и вступит в силу с 1 сентября 2024 года

Правила недискриминационного доступа вернут на железную дорогу

В грузопотоке на железнодорожной инфраструктуре с ограниченной пропускной способностью продолжат доминировать грузы, перевозимые по отдельным указам, распоряжениям и поручениям президента РФ, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на новую версию правил недискриминационного доступа (ПНД) перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта. Она была утверждена постановлением правительства 27 мая и вступит в силу с 1 сентября 2024 года.

В 2022 году ПНД были приостановлены из-за необходимости срочно вывезти продукцию предприятий, лишившихся европейских рынков сбыта. Вместо них ввели действующие до сих пор временные правила определения очередности перевозок грузов. Временные правила, в отличие от ПНД, принимаются и адаптируются на уровне правления ОАО «РЖД», а не правительства. На протяжении двух лет временные правила постоянно менялись, и те изменения, которые в них вносились, было решено закрепить и в ПНД, отмечает «Ъ».

По данным РЖД, РЖД, сейчас под грузы «по поручениям» зарезервировано около 60% провозной способности Восточного полигона. Прежде всего это экспортный уголь из Кузбасса, Бурятии, Хакасии, Тувы, Якутии и Иркутской области с суммарной квотой вывоза на восток в 2024 году в 99,3 млн тонн. При этом РЖД уже предупредили, что не сможет вывезти весь объем из-за выданных поручений по приоритетному вывозу и других категорий грузов, прежде всего нефтепродуктов.

За грузами по поручениям следует транзит по межправительственным соглашениям и субсидируемые перевозки. Внутри шестой очереди – внутрироссийские перевозки – выделяется несколько приоритетных категорий, в том числе грузы для госрезерва, социально значимые грузы, грузы для ЖКХ и энергетики, для посевной, продукция предприятий непрерывного цикла и сырье для них. Далее следует экспорт сырья в специализированном подвижном составе, контейнерные поезда с отдельным приоритетом для сельхозпродукции и лесопромышленных грузов, прочие внутрироссийские грузы, несырьевой экспорт, экспортный уголь вне поручений и прочие грузы, внутри которых сделан отдельный приоритет для импорта.

Новая версия правил недискриминационного доступа в любом случае лучше, чем временные правила РЖД, считает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Но, добавляет эксперт, остается проблема «очереди для тех, кто вне очереди». В идеале, полагает собеседник «Ъ», историю с поручениями следовало бы институализировать и имплементировать в ПНД, но раз этого сделать не удалось, это, видимо, «неизбежное зло» в текущей ситуации.

Напомним, «Союз операторов железнодорожного транспорта» ранее заявлял, что всем участникам перевозочного процесса должно быть гарантировано право доступа к базовой информации. Речь идет о данных по загруженности конкретных станций, о количестве вагонов на них и операторах, которые готовы предоставить подвижной состав. LR

Тэги: ПНД, железнодорожные грузоперевозки







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх