Нефтяники настаивают на своих приоритетах и их не волнует, что это ущемляет интересы других

19 июля 2024

Аналитики предупреждают, что это грозит проблемами для угольщиков и металлургов

Нефтяники настаивают на своих приоритетах и их не волнует, что это ущемляет интересы других

Проектная рабочая группа ФАС по проблемным вопросам в сфере перевозок биржевых нефтепродуктов железнодорожным транспортом, где представлены ведомства и широкий круг нефтяных компаний, отметила необходимость сохранения за нефтепродуктами третьей категории очередности и в новой редакции правил недискриминационного доступа (ПНД) к железнодорожной инфраструктуре. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на протокол заседания группы от 20 июня.

Сейчас порядок перевозки грузов на направлениях с ограниченной провозной способностью, из которых наиболее востребованным является восточное, регулируется временными правилами определения очередности, принятыми ОАО «РЖД».

В рамках временных правил приоритет перевозки нефтепродуктов по железной дороге был повышен из шестой очереди и ниже - в третью, в рамках которой перевозятся грузы по отдельным указам, распоряжениям и поручениям президента РФ. По оценкам РЖД, сделанным на момент введения приоритета, отгрузка нефтепродуктов в восточном направлении по итогам года за его счет должна вырасти на 2,7 млн тонн.

– В зависимости от того, какая будет отправка – субсидируемая, внутренняя или экспортная, – она будет размещаться начиная с шестой очереди и ниже. При высоком предъявлении грузов более высоких очередей возможны какие-то ограничения отправки нефтепродуктов более низких очередей, – поясняют в монополии новые правила ПНД, которые вступят в силу с 1 сентября 2024 года.

Оценить конкретные объемы ограничений пока сложно, так как неизвестно, каким будет предъявление грузов из первой-пятой очередей.

В мае изучить риск сокращения поставок нефтепродуктов при снижении их приоритета поручал вице-премьер Александр Новак. В ФАС заверили, что вопросы транспортировки и обеспечения регионов необходимым уровнем нефтепродуктов «на постоянном контроле Минэнерго и ФАС», а также «совместно с производителями, нефтетрейдерами и потребителями прорабатываются решения для нивелирования рисков при доставке топлива по железной дороге».

Управляющий партнер трейдера «Пролеум» Максим Дьяченко отмечает, что одной из причин роста оптовых цен на топливо является увеличение сроков доставки грузов по железной дороге. Рост сроков доставки связан в первую очередь с сезонным ростом пассажирских перевозок, когда все грузовые перевозки замедляются. К увеличению загрузки сети РЖД привело и открытие экспорта бензина с мая.

– Чудес не бывает: если нефтепродукты всегда будут третьим классом, то будут проблемы угольщиков, металлургов, поэтому это временная мера, которую нефтяники, конечно, хотят сделать вечной, – отмечает эксперт.

Приоритет перевозки нефтепродуктов вновь снизится в сентябре и отрасль снова вернется к более длительным отгрузкам и проблемам с доставкой.

Третьей категорией уже занято 60% провозной способности Восточного полигона. Один только приоритет угля этой категории отнимает 13 млн тонн погрузки у более дорогих грузов. Правительству, советует источник «Ъ» среди грузоотправителей, следует внимательно изучить грузы с точки зрения всей совокупности эффектов от их перевозки, после чего установить жесткий порядок, отказавшись от ручного регулирования, и, каким бы этот порядок ни был, он будет более приемлемым, чем сегодняшняя «совокупность казусов».

Напомним, новая версия правил недискриминационного доступа (ПНД) перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта была утверждена постановлением правительства 27 мая и вступит в силу с 1 сентября 2024 года. LR

Фото: noint.ru

Тэги: ПНД, железнодорожные грузоперевозки







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх