Подержанные запчасти в законе: Минпромторг предложил варианты корректировки техрегламента

21 мая 2024

Важно решить вопросы с гарантийным сроком службы б/у деталей

Подержанные запчасти в законе: Минпромторг предложил варианты корректировки техрегламента

Минпромторг подготовил изменения в техрегламент «О безопасности колесных транспортных средств», которые затрагивают правила восстановления запчастей и деталей автомобилей для их последующего использования, сообщили «Известия».

В письме на имя главы Минпромторга Антона Алиханова вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин отмечает: согласно техрегламенту, запчасти, устанавливаемые на транспортное средство (ТС), не должны снижать его уровень безопасности, но в законодательстве отсутствуют требования, которым должны соответствовать такие детали.

– Техническое законодательство не содержит информации о том, какие категории компонентов можно восстанавливать, а какие – нельзя, какие бывшие в употреблении или восстановленные компоненты разрешено и, соответственно, запрещено устанавливать на транспортные средства. Также отсутствуют требования к организациям и физическим лицам, осуществляющим восстановление компонентов транспортных средств, что приводит к появлению на рынке явно кустарно восстановленных компонентов, не соответствующих никаким критериям качества и безопасности. Это зачастую становится причиной дорожно-транспортных происшествий, - указано в письме.

В страховом сообществе активно обсуждается возможность использования б/у деталей для восстановительного ремонта автомобилей в рамках ОСАГО, отмечает Антон Шапарин. По его мнению, инициатива страховщиков недостаточно проработана.

– Сначала необходимо определить, какие подержанные и восстановленные узлы и агрегаты можно устанавливать на транспортные средства без рисков для безопасности дорожного движения. Кроме того, необходимо установить требования к организациям, которые занимаются восстановлением запчастей, методику такого восстановления, а также механизмы контроля за качеством этих деталей, –заявил изданию вице-президент НАС.

В письме Антон Шапарин отмечает, что из-за отсутствия четких правил оборота подержанных запчастей значительная часть угнанных машин разбирается на детали, которые впоследствии продают на авторынках и интернет-площадках.

– В нынешней правовой конфигурации продавец бывших в употреблении запчастей не обязан предоставлять ни покупателю, ни контрольно-надзорным органам подтверждение легальности происхождения деталей. В итоге государство не имеет возможности оценить объем продаж узлов и агрегатов и, соответственно, теряет значительные налоговые поступления, – подчеркивает он в письме.

НАС предлагает главе Минпромтора Антону Алиханову подготовить изменения в законодательство, которые бы обязывали компании, продающие б\у детали, подтверждать легальность происхождения узлов и агрегатов, а также прямо бы запрещали продажу подержанных запчастей, установка которых снизит безопасность транспортных средств.

Как рассказали «Известиям» в Минпромторге, проектом вводится перечень компонентов, которые не подлежат повторному использованию при внесении изменений в конструкцию транспортных средств, находящихся в эксплуатации. В частности, речь идет о подушках безопасности (включая сами подушки, пиротехнические исполнительные механизмы, блоки электронного управления и датчики), автоматических или неавтоматических ремнях безопасности в сборе (включая тканную ленту, пряжки, натяжители, пиротехнические исполнительные механизмы), сидениях (только в случаях, когда крепление ремней и/или подушек безопасности встроено в сидения).

Также нельзя будет использовать при ремонте подержанные устройства блокировки рулевого управления, воздействующие на рулевую колонку, иммобилайзеры (включая приемопередающие устройства и блоки электронного управления), каталитические нейтрализаторы и сажевые фильтры, а также глушители системы выпуска.

– В целях проведения метрологической экспертизы проекта изменений соответствующий комплект документов направлен Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии. В связи с этим дальнейшая разработка предложений по внесению дополнительных изменений в законодательство Российской Федерации на данный момент представляется избыточной, – указывает пресс-служба Минпромторга.

Согласно исследованию, проведенному Научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ), при использовании бывших в употреблении запасных частей простои в ремонте могут быть сокращены на 80-90% по сравнению со сроком ожидания новых деталей, отмечают в Российском союзе автостраховщиков (РСА).

– По статистике РСА, большая часть запчастей, подлежащих замене при ремонте по ОСАГО, – это бамперы, крылья, капот и двери. Использование таких б/у деталей не сделает автомобиль менее безопасным. Но именно нехватка этих популярных запчастей является причиной снижения доли ремонтов. Кроме того, сейчас из-за ухудшения ситуации с расчетами с рядом дружественных стран поставки новых запчастей еще задерживаются. Во многом решить эту проблему может использование б/у запчастей, – отметил президент РСА Евгений Уфимцев.

В законодательстве, безусловно, необходимо обеспечить доступ к сервисной информации, требования к организациям, осуществляющим ремонт транспортных средств в рамках ОСАГО, отмечают в РСА.

– Необходимо сформировать систему оценки технического состояния бывших в употреблении запасных частей, а также технических требований к их использованию при проведении восстановительного ремонта по ОСАГО. Также необходима номенклатура деталей и агрегатов, которые могут применяться для такого ремонта, которая обеспечит эксплуатационную безопасность отремонтированных транспортных средств, а также безопасность дорожного движения для всех участников дорожного движения. Работа по разработке таких нормативных документов ведется в настоящее время в НИИАТ. Как ожидается, она будет закончена к концу лета, – сообщили «Известиям» в пресс-службе РСА.

– В условиях полного отсутствия механизмов обязательного техосмотра повышенный риск эксплуатации автомобилей с неисправностями несут не те, кто заменил запчасти на восстановленные или бывшие в употреблении, но рабочие, а те, кто продолжает эксплуатировать автомобиль с неисправными узлами. Любой автомобиль, выехавший за ворота автосалона, содержит в себе б/у запчасти. Например, рулевое управление автомобиля, который проехал 100 тыс. км, состоит из б/у рулевой рейки, б/у рулевых наконечников, б/у рулевых тяг. А в руле у такого автомобиля стоит б/у подушка безопасности, которая также прошла 100 тыс. км. Запретить использовать такие запчасти было бы неразумно. На сервисе демонтаж и обратный монтаж таких деталей производят регулярно, – полагает член правления Союза автосервисов Илья Плисов.

Он также подчеркнул, что существует нормальная практика выбраковки запчастей по износу (тормозные колодки, диски, аккумулятор), сроку эксплуатации (ремни ГРМ, ремни дополнительных агрегатов, автомасла) или выходу из строя (детали подвески и рулевого управления с люфтами, течью и т.п.).

Что касается угонов машин и их разборки на детали, то в 2019 году совместно с МВД был проведен эксперимент по маркированию крупных деталей VIN-номером автомобиля, который оказался невостребованным, отметил Плисов. Ситуацию с автоугонами правоохранительным органам в целом удалось решить стандартными методами. Например, в прошлом году был закрыт ряд нелегальных мастерских, которые получали автомобили, добытые незаконным путем.

За рубежом восстановление деталей для машин является отдельной индустрией, которая работает по понятным стандартам и правилам, отмечает член Общественной палаты МВД РФ Игорь Моржаретто. Есть четкие критерии, кто, как и где может восстанавливать ту или иную делать, каким требованиям и характеристикам она должна отвечать после ремонта, какие б\у детали в принципе запрещено устанавливать на автомобиль при ремонте.

– У нас таких единых детальных норм нет, существуют лишь расплывчатые формулировки вроде «деталь должна обеспечивать безопасную эксплуатацию ТС». Поэтому четкие требования в законах или техрегламенте необходимы. Также должен быть исчерпывающий перечень подержанных узлов и агрегатов, которые ни при каких условиях не могут быть установлены на машину. Это прежде всего элементы тормозной и рулевой системы, детали подвески и другие запчасти, от которых напрямую зависит безопасность, – считает Игорь Моржаретто.

По большому счету, в автомобиле все детали и узлы в той или иной мере влияют на безопасность, подчеркивает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.

– Через затертое стекло дорогу хуже видно, старая фара будет хуже освещать дорогу, а латаный-перелатаный бампер не сможет должным образом смягчить удар. Поэтому для «менее важных» деталей необходимы ясные и четкие требования, в каком случае запчасть может быть установлена на машину при ремонте, а при каких условиях она годится только на выброс или переработку. Разумеется, тормоза, шасси, рулевой механизм, тягово-сцепные устройства должны ремонтироваться только новыми деталями, – заявил главред.

Кроме того, важно, чтобы на восстановленные детали была единая гарантия, считает он. Это проще, чем сертифицировать каждую мастерскую или техцентр. Установка таких деталей должна производиться только с согласия автовладельца.

– Автомобилист должен быть проинформирован, что машина будет отремонтирована с использованием подержанных или восстановленных запчастей. При этом автосервис, который их устанавливает, должен нести ответственность за их надлежащую работу в течение определенного гарантийного срока, определяемого государством для всех похожих деталей, – подчеркнул эксперт.

Напомним, использовать б/у запчасти для ремонта своих автомобилей готовы 40% россиян, следует из совместного исследования «Открытие авто» и «Росгосстрах». LR

Тэги: запчасти, техобслуживание, законодательство, Минпромторг







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх