Плановые проверки бизнеса могут кануть в лету… насовсем
11 июля 2024Исключение составят лишь те предприятия, которые относятся к высокой или чрезвычайно высокой категории риска причинения вреда
Плановые проверки бизнеса могут заменить на профилактические визиты регуляторов с 1 января 2025 года, когда будет снят мораторий на контрольные мероприятия. Исключение составят лишь те предприятия, которые относятся к высокой или чрезвычайно высокой категории риска причинения вреда, – АЭС, ГЭС, химических заводов, а также пищевых производств мяса, рыбы, молока и др. Об этом пишет газета «Известия».
Объекты, которые не относятся к высокой и чрезвычайно высокой категориям риска, в плановом порядке сейчас не проверяют.
– Для таких организаций предусмотрена возможность внеплановых проверок – в исключительных случаях, предусмотренных мораторием. Например, это угроза жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций, а также если срабатывает индикатор риска нарушения обязательных требований, – уточнили в Минэке.
Пока такие индикаторы – своеобразные «маячки» опасности – установлены для товаров с цифровой маркировкой. Например, регулятор может начать проверку, если табачная компания запустила продажи продукции с идентификационным знаком, но не отчиталась об источнике сырья. В этом году Минэкономразвития намерено увеличить количество индикаторов до 500.
В министерстве добавили, что для части организаций правительство уже ввело обязательные профилактические визиты вместо плановых проверок. Под них подпали социально значимые учреждения: поликлиники, больницы, детские дома и дома-интернаты, частные и бюджетные детские сады, школы, вузы.
Основное отличие профилактического визита от проверки состоит в том, что первый не предусматривает штрафов, поэтому средства идут на организацию работы учреждения. В прошлом году контролеры провели более миллиона таких визитов, что в 3,2 раза больше числа проверок за этот период. В принципе, смещение акцента с проверок на профилактические визиты и развитие рискориентированного подхода – цели реформы контрольно-надзорной деятельности.
Развитие механизма профилактических визитов не отменяет оперативной реакции контролеров на информацию о нарушениях, на предписания прокуратуры, а также возможности внеплановых проверок при «срабатывании» индикаторов риска нарушения обязательных требований, рассказали изданию в аппарате вице-премьера Дмитрия Григоренко, который курирует работу над реформой.
Число проверок сократилось с 1,5 млн в 2019 году до 353,9 тыс. в 2023-м – предпринимателям действительно стало «легче дышать» плюс растет число профилактических визитов, когда компаниям помогают предотвратить нарушение, а не штрафуют за него, подчеркивает член генерального совета «Деловой России» Екатерина Авдеева.
– Именно профилактические визиты обеспечивают максимальную корректировку деятельности, причем без нанесения ущерба предпринимателю из-за блокировки его работы, создают условия, максимально благоприятствующие ведению дел, – добавила эксперт.
В нынешних условиях такой подход государства и регуляторов совершенно оправдан: на предпринимателей возложены задачи по развитию экономики, импортозамещению, обеспечению доступности товаров и многое другое. Если государство минимизирует давление, то это будет способствовать развитию. Профилактические визиты помогут обнаружить риски, исправить их и не причинить вреда своей деятельностью, резюмировала Екатерина Авдеева.
На протяжении последних лет государство реализует административную реформу, которая состоит в переходе на «умное» регулирование, отмечают в Союзмолоке. Цель – создать модель, которая вместо сплошных проверок сфокусирует работу контрольно-надзорных органов на тех предприятиях, деятельность которых имеет признаки нарушений, то есть индикаторы риска.
Вряд ли такие изменения серьезным образом изменят положение дел для производителей пищевой продукции, полагает зампред правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов.
Согласно данным Роспотребнадзора, мясные, рыбные и молочные продукты относятся к категории чрезвычайно высокого риска, пресервы и детское питание – к категории высокого риска.
– Третий год подряд наша организация наблюдает рост различных нарушений прав потребителей по итогам общественного контроля, который мы и проводим, – пожаловались «Известиям» общественники из «Щита».
Если контроль окончательно отменят для объектов, которые не относятся к высокой или чрезвычайно высокой категории риска, из-под государственного надзора выведут значительную часть предприятий, утверждает глава «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов.
Например, из-под автотранспортного – 99% пассажиро- и грузоперевозчиков, из-под ветеринарного – 78% сельхозпроизводителей, из-под санитарно-эпидемиологического – 75% магазинов и кафе и так далее.
– Несомненно, столь масштабное изменение негативно скажется на безопасности товаров и услуг. При таких обстоятельствах массовые отравления и другие инциденты неизбежны, это уже происходит в условиях временного моратория на проверки, – считает эксперт. – Предлагаемый Минэкономразвития механизм поспособствует тому, что контроль окончательно превратится в профанацию – когда нарушение обнаруживают, но санкции не применяют: компаниям выдают ни к чему не обязывающие предостережения.
Председатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ полагает, что «мы уникальны в своем отказе от государственного надзора, ни в одной известной мне стране мира нет такого подхода – например, в Евросоюзе инспектор вправе войти с проверкой на любое предприятие, если для этого появились основания».
– На потребительском рынке такой отказ влечет не только неприемлемый вред здоровью и имуществу потребителей, но и ущемление интересов законопослушных предпринимателей со стороны недобросовестных конкурентов, – отметил он. – Мы считаем, что госнадзор должен быть безусловным и тотальным хотя бы в двух сферах: пищевой и строительной. Продукция этих отраслей связана с серьезными рисками, которые люди не могут сами оценить и избежать, это обязанность государства.
Отсутствие наказаний за несоблюдение обязательных требований, установленных законодательством, содержит определенные риски для потребителей, согласна и глава департамента по противодействию незаконному обороту промышленной продукции Роскачества Елена Карпенко. Некачественная продукция и небезопасные услуги – это потенциальные риски причинения вреда жизни и здоровью. Она напомнила, что Роскачество – единственный мониторинговый орган во время моратория, организация способствует очищению рынка.
Напомним, переход контрольно-надзорной деятельности на риск-ориентированный подход приведет к еще большему сокращению числа проверок бизнеса, заявлял ранее руководитель аппарата Правительства РФ Дмитрий Григоренко. LR
Фото: a.mktgcdn.com
История вопроса
Бизнес просит «контрольно-надзорной свободы»
Непопавшие под «гильотину» законы, «переиздадут»
МВД теряет административные составы
Минэкономразвития разрабатывает изменение в действующее законодательство, согласно поручениям президента. Об этом сказано в документах ведомства, которые направлены в адрес организации по защите прав потребителей «Щит». Ранее общественники направили свое обращение в ведомство о привлечении организаций к административной ответственности за нарушения.Бизнес просит «контрольно-надзорной свободы»
Непопавшие под «гильотину» законы, «переиздадут»
МВД теряет административные составы
Объекты, которые не относятся к высокой и чрезвычайно высокой категориям риска, в плановом порядке сейчас не проверяют.
– Для таких организаций предусмотрена возможность внеплановых проверок – в исключительных случаях, предусмотренных мораторием. Например, это угроза жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций, а также если срабатывает индикатор риска нарушения обязательных требований, – уточнили в Минэке.
Пока такие индикаторы – своеобразные «маячки» опасности – установлены для товаров с цифровой маркировкой. Например, регулятор может начать проверку, если табачная компания запустила продажи продукции с идентификационным знаком, но не отчиталась об источнике сырья. В этом году Минэкономразвития намерено увеличить количество индикаторов до 500.
В министерстве добавили, что для части организаций правительство уже ввело обязательные профилактические визиты вместо плановых проверок. Под них подпали социально значимые учреждения: поликлиники, больницы, детские дома и дома-интернаты, частные и бюджетные детские сады, школы, вузы.
Основное отличие профилактического визита от проверки состоит в том, что первый не предусматривает штрафов, поэтому средства идут на организацию работы учреждения. В прошлом году контролеры провели более миллиона таких визитов, что в 3,2 раза больше числа проверок за этот период. В принципе, смещение акцента с проверок на профилактические визиты и развитие рискориентированного подхода – цели реформы контрольно-надзорной деятельности.
Развитие механизма профилактических визитов не отменяет оперативной реакции контролеров на информацию о нарушениях, на предписания прокуратуры, а также возможности внеплановых проверок при «срабатывании» индикаторов риска нарушения обязательных требований, рассказали изданию в аппарате вице-премьера Дмитрия Григоренко, который курирует работу над реформой.
Число проверок сократилось с 1,5 млн в 2019 году до 353,9 тыс. в 2023-м – предпринимателям действительно стало «легче дышать» плюс растет число профилактических визитов, когда компаниям помогают предотвратить нарушение, а не штрафуют за него, подчеркивает член генерального совета «Деловой России» Екатерина Авдеева.
– Именно профилактические визиты обеспечивают максимальную корректировку деятельности, причем без нанесения ущерба предпринимателю из-за блокировки его работы, создают условия, максимально благоприятствующие ведению дел, – добавила эксперт.
В нынешних условиях такой подход государства и регуляторов совершенно оправдан: на предпринимателей возложены задачи по развитию экономики, импортозамещению, обеспечению доступности товаров и многое другое. Если государство минимизирует давление, то это будет способствовать развитию. Профилактические визиты помогут обнаружить риски, исправить их и не причинить вреда своей деятельностью, резюмировала Екатерина Авдеева.
На протяжении последних лет государство реализует административную реформу, которая состоит в переходе на «умное» регулирование, отмечают в Союзмолоке. Цель – создать модель, которая вместо сплошных проверок сфокусирует работу контрольно-надзорных органов на тех предприятиях, деятельность которых имеет признаки нарушений, то есть индикаторы риска.
Вряд ли такие изменения серьезным образом изменят положение дел для производителей пищевой продукции, полагает зампред правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов.
Согласно данным Роспотребнадзора, мясные, рыбные и молочные продукты относятся к категории чрезвычайно высокого риска, пресервы и детское питание – к категории высокого риска.
– Третий год подряд наша организация наблюдает рост различных нарушений прав потребителей по итогам общественного контроля, который мы и проводим, – пожаловались «Известиям» общественники из «Щита».
Если контроль окончательно отменят для объектов, которые не относятся к высокой или чрезвычайно высокой категории риска, из-под государственного надзора выведут значительную часть предприятий, утверждает глава «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов.
Например, из-под автотранспортного – 99% пассажиро- и грузоперевозчиков, из-под ветеринарного – 78% сельхозпроизводителей, из-под санитарно-эпидемиологического – 75% магазинов и кафе и так далее.
– Несомненно, столь масштабное изменение негативно скажется на безопасности товаров и услуг. При таких обстоятельствах массовые отравления и другие инциденты неизбежны, это уже происходит в условиях временного моратория на проверки, – считает эксперт. – Предлагаемый Минэкономразвития механизм поспособствует тому, что контроль окончательно превратится в профанацию – когда нарушение обнаруживают, но санкции не применяют: компаниям выдают ни к чему не обязывающие предостережения.
Председатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ полагает, что «мы уникальны в своем отказе от государственного надзора, ни в одной известной мне стране мира нет такого подхода – например, в Евросоюзе инспектор вправе войти с проверкой на любое предприятие, если для этого появились основания».
– На потребительском рынке такой отказ влечет не только неприемлемый вред здоровью и имуществу потребителей, но и ущемление интересов законопослушных предпринимателей со стороны недобросовестных конкурентов, – отметил он. – Мы считаем, что госнадзор должен быть безусловным и тотальным хотя бы в двух сферах: пищевой и строительной. Продукция этих отраслей связана с серьезными рисками, которые люди не могут сами оценить и избежать, это обязанность государства.
Отсутствие наказаний за несоблюдение обязательных требований, установленных законодательством, содержит определенные риски для потребителей, согласна и глава департамента по противодействию незаконному обороту промышленной продукции Роскачества Елена Карпенко. Некачественная продукция и небезопасные услуги – это потенциальные риски причинения вреда жизни и здоровью. Она напомнила, что Роскачество – единственный мониторинговый орган во время моратория, организация способствует очищению рынка.
Напомним, переход контрольно-надзорной деятельности на риск-ориентированный подход приведет к еще большему сокращению числа проверок бизнеса, заявлял ранее руководитель аппарата Правительства РФ Дмитрий Григоренко. LR
Фото: a.mktgcdn.com
Тэги: бизнес, законодательство
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости