Объединенная судостроительная корпорация 12 лет генерировала убытки и вдруг передумала
7 мая 2024Для сокращения издержек компания готова избавиться от части активов

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) подумывает о продаже части активов до 2027 года для сокращения издержек, говорится в презентации. Эта мера может быть включена в стратегию развития корпорации до 2035 года, которую планируется утвердить в этом году, сообщает «РБК».
К 2027 году предлагается окончательно отказаться от заключения убыточных или не обеспеченных договорными механизмами снятия рисков контрактов, укрупнить общества группы по профильности для снижения накладных расходов на управление, централизовать непроизводственные функции. В долгосрочной перспективе снизить административно-управленческие расходы по группе на 20%.
В 2023 году зафиксирована отрицательная рентабельность по чистой прибыли на уровне минус 11%. Средняя убыточность в 2011-2023 годах составила 17%.
– Глобальные цели, поставленные перед прежним руководством ОСК, фактически не были выполнены: убыточность и зависимость от внешнего финансирования преодолеть не удалось. Ситуация существенно ухудшилась в 2022-2023 годах, когда после введения санкций под ударом оказались крупные гражданские проекты, в первую очередь рыболовные суда, которые после замены оборудования и перепроектирования стали убыточными. При этом по части предприятий наблюдалась положительная динамика, – отмечает гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров.
Еще одна проблема – срыв поставок оборудования с длительным циклом производства (более полугода) смежниками. Авторы презентации предлагают отказаться от заключения контрактов при высоких рисках кооперации.
Для удовлетворения потребностей внутреннего рынка в гражданских судах ОСК требуется в разы нарастить объемы производства. В 2011-2022 годах заводы корпорации поставили заказчикам 201 судно. При этом потребность заказчиков в судах в 2024-2035 годах только согласно консолидированному (консервативному) плану заказов Минпромторга, составленному в марте 2023 года, составит 780 судов. Консолидированный план ведомства, составленный в декабре 2023 года, предполагает потребность уже на уровне 1,4 тыс. судов. А «оптимистичный прогноз», составленный с учетом «трендов и возможного изменения господдержки», насчитывает потребность уже на уровне 2,3 тыс. судов.
Внутренний спрос на продукцию судостроения имеет потенциал кратного роста, связанный с реализацией стратегических задач «заказывающих» отраслей, говорится в презентации.
При этом ОСК за счет организационных реформ сможет в 2024–2035 годах произвести только 350 судов, то есть не покроет потребности даже консервативного прогноза. При условии внедрения «нового технологического уклада» и господдержки на уровне стран – лидеров мирового судостроения корпорация покажет пятикратный рост производства и выйдет на 1 тыс. произведенных судов к концу 2035 года.
Отдельным пунктом в презентации прописана цифровая трансформация бизнеса – от работы с рынком до управления производством. Для этого IT-компания «СиСофт» (CSoft) к ноябрю 2026 года разработает «тяжелый САПР» – программное обеспечение для проектирования и технологической подготовки производства, основанное на информационном моделировании. Модель будет внедрена в 2030 году. РБК направил запрос в «СиСофт».
Планируется полный отказ от бумажного документооборота – выстраивание бизнес-процессов в едином цифровом пространстве, внедрение единой системы отчетности на основе консолидированных данных. Пилотный проект «Безбумажная корпорация» планируется завершить в 2027 году, завершить внедрение – в 2028 году. Единый центр обработки данных и защищенные корпоративные облачные сервисы будут внедрены в 2026 году. Эти меры должны повысить производительность на 20%.
Напомним, на петербургских верфях Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) используются устаревшие станки, в том числе времен Второй мировой войны, сообщил глава «ВТБ» Андрей Костин, выступая на VII Московском финансовом форуме. LR
История вопроса
Объединенная судостроительная корпорация уплыла из госсобственности
Вернуть российский флот на отечественные верфи можно. Но нужно заманчивое налоговое предложение
Предлагается, в частности, ускорить продажу непрофильных активов, сократить «избыточные территории» и продать активы, не имеющие «перспектив долгосрочного развития». О каких верфях, предприятиях и земельных участках идет речь, в презентации ОСК не указано.Объединенная судостроительная корпорация уплыла из госсобственности
Вернуть российский флот на отечественные верфи можно. Но нужно заманчивое налоговое предложение
К 2027 году предлагается окончательно отказаться от заключения убыточных или не обеспеченных договорными механизмами снятия рисков контрактов, укрупнить общества группы по профильности для снижения накладных расходов на управление, централизовать непроизводственные функции. В долгосрочной перспективе снизить административно-управленческие расходы по группе на 20%.
В 2023 году зафиксирована отрицательная рентабельность по чистой прибыли на уровне минус 11%. Средняя убыточность в 2011-2023 годах составила 17%.
– Глобальные цели, поставленные перед прежним руководством ОСК, фактически не были выполнены: убыточность и зависимость от внешнего финансирования преодолеть не удалось. Ситуация существенно ухудшилась в 2022-2023 годах, когда после введения санкций под ударом оказались крупные гражданские проекты, в первую очередь рыболовные суда, которые после замены оборудования и перепроектирования стали убыточными. При этом по части предприятий наблюдалась положительная динамика, – отмечает гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров.
Еще одна проблема – срыв поставок оборудования с длительным циклом производства (более полугода) смежниками. Авторы презентации предлагают отказаться от заключения контрактов при высоких рисках кооперации.
Для удовлетворения потребностей внутреннего рынка в гражданских судах ОСК требуется в разы нарастить объемы производства. В 2011-2022 годах заводы корпорации поставили заказчикам 201 судно. При этом потребность заказчиков в судах в 2024-2035 годах только согласно консолидированному (консервативному) плану заказов Минпромторга, составленному в марте 2023 года, составит 780 судов. Консолидированный план ведомства, составленный в декабре 2023 года, предполагает потребность уже на уровне 1,4 тыс. судов. А «оптимистичный прогноз», составленный с учетом «трендов и возможного изменения господдержки», насчитывает потребность уже на уровне 2,3 тыс. судов.
Внутренний спрос на продукцию судостроения имеет потенциал кратного роста, связанный с реализацией стратегических задач «заказывающих» отраслей, говорится в презентации.
При этом ОСК за счет организационных реформ сможет в 2024–2035 годах произвести только 350 судов, то есть не покроет потребности даже консервативного прогноза. При условии внедрения «нового технологического уклада» и господдержки на уровне стран – лидеров мирового судостроения корпорация покажет пятикратный рост производства и выйдет на 1 тыс. произведенных судов к концу 2035 года.
Отдельным пунктом в презентации прописана цифровая трансформация бизнеса – от работы с рынком до управления производством. Для этого IT-компания «СиСофт» (CSoft) к ноябрю 2026 года разработает «тяжелый САПР» – программное обеспечение для проектирования и технологической подготовки производства, основанное на информационном моделировании. Модель будет внедрена в 2030 году. РБК направил запрос в «СиСофт».
Планируется полный отказ от бумажного документооборота – выстраивание бизнес-процессов в едином цифровом пространстве, внедрение единой системы отчетности на основе консолидированных данных. Пилотный проект «Безбумажная корпорация» планируется завершить в 2027 году, завершить внедрение – в 2028 году. Единый центр обработки данных и защищенные корпоративные облачные сервисы будут внедрены в 2026 году. Эти меры должны повысить производительность на 20%.
Напомним, на петербургских верфях Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) используются устаревшие станки, в том числе времен Второй мировой войны, сообщил глава «ВТБ» Андрей Костин, выступая на VII Московском финансовом форуме. LR
Тэги: судостроение, ОСК, стратегия развития
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Новости по теме
Другие новости рубрики

