На погрузке и выгрузке вагоны теряют время и деньги

26 января 2024

Замедление оборота на одни сутки оценивается более чем в ₽300 млрд

На погрузке и выгрузке вагоны теряют время и деньги

Рост оборота вагона на одни сутки означает дополнительные затраты грузоотправителей и операторов на закупку и аренду подвижного состава, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на заместителя гендиректора ИПЕМ Владимира Савчука.

В таком случае образуется потребность в 51 тыс. дополнительных вагонов для перевозки того же объема грузов. Инвестиции в закупку этих вагонов составляют ₽255 млрд, а еще в ₽52 млрд оценивается годовая стоимость их аренды. Для отстоя и простоя такого парка потребуется 710 км дополнительных путей.

Оборот вагона в России в 2023 году вырос на 3,9%, или на 0,7 суток, до 18,75 суток. При этом время непосредственно в движении не изменилось с 2022 года (3,16 суток): весь рост пришелся на другие компоненты оборота.

Простой на промежуточных станциях вырос на 1,7%. Гораздо сильнее (на 4,9% по обеим статьям) выросло время под грузовыми операциями и на технических станциях, где в 2023 году вагоны проводили 8,5 и 6,6 суток соответственно.

– Замедление оборота вагонов связано с увеличением средней дальности перевозок, а также с простоями, не связанными с ответственностью ОАО «РЖД», в том числе при нахождении вагонов в ожидании погрузки, непосредственно под погрузкой и в ожидании выгрузки, – отмечают в монополии. – Кроме того, темпы поступления нового парка опережают выбытие старых вагонов». Исходя из имеющейся грузовой базы и возможностей инфраструктуры, подвижной состав оказывается невостребованным и поэтому простаивает, в том числе на путях общего пользования, и препятствует продвижению поездов и маневровым операциям.

Грузоотправители не стали грузить медленнее – технологии совершенствуются, инвестируются средства в погрузочно-разгрузочные механизмы, устанавливаются вагоноопрокидыватели и другая техника, ускоряющая процесс погрузки-выгрузки. У каждого грузоотправителя есть КПЭ по сокращению транспортных издержек, в том числе на путях необщего пользования. Эксперты уверены, что часть простоев на путях необщего пользования связана с отстоем лишних вагонов, не задействованных в перевозках.

– Поскольку в 2023 году грузооборот не вырос, то потребность в увеличении парка была минимизирована. Однако за 2023 год парк принадлежности РФ вырос на 48,6 тыс. вагонов, до 1,328 млн вагонов (зарегистрировано новых вагонов на сети 73,3 тыс. единиц, списано 24,8 тыс. единиц), – заверяет Владимир Савчук.

За рост оборота платят грузоотправители, подчеркивает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, однако если говорить об экономике в целом, то при более или менее стабильной грузовой базе для нее экономически целесообразен больший оборот. Грузы перевозят медленнее, но есть масштабные положительные эффекты: вагоностроители производят подвижной состав, лизинговые компании его приобретают и сдают в лизинг, привлекая средства у банков, железнодорожные операторы получают больше доходов, и все они платят налоги.

Ключевой негативный эффект с точки зрения ситуации на сети ОАО «РЖД» связан с тем, что в условиях отсутствия возможности вывезти груз, особенно на экспорт, компании вынуждены сокращать производство и добычу, что особенно заметно на примере угольной отрасли.

Напомним, по оценкам «ТрансКонтейнера», в начале 2023 года на полный цикл от одной загрузки вагона до другой уходило в среднем 18 суток. Годом ранее показатель составлял 16,5 суток. LR

Тэги: ИПЕМ, железнодорожные грузоперевозки, аналитика







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх