Малотоннажный дефицит увеличился до 20%
17 сентября 2024Основной причиной нехватки техники в парках транспортных компаний стал дефицит водителей и рост затрат на ее покупку
За 7 месяцев 2024 года дефицит малотоннажной техники (LCV) грузоподъемностью до 3,5 тонны у российских перевозчиков увеличился до 20%, указано в обзоре «Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов».
По словам президента «Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов» Вадима Филатова, расходы на закупку малотоннажной техники увеличились на 30% год к году.
– За 2 года лизинговые ставки на малотоннажные грузовики увеличились более чем в три раза – до 25%, а субсидии с начала 2024 года были недоступны, так как Минпромторг РФ исключил легкий коммерческий транспорт из программы льготного приобретения техники, – отметил генеральный директор «Авто-ПЭК» Дмитрий Иевлев.
Больше всего, считает генеральный директор федеральной транспортной компании «Скиф-Карго» Сергей Чернов, на рынке не хватает тентованных и изотермических фургонов, а также грузовиков-рефрижераторов. При этом, на Горьковском автозаводе уточнили, что нужные модели техники есть, но покупать их стало нерентабельно после июльского повышения лизинговых ставок до 27-29%.
– Однако возобновившаяся программа льготного лизинга, финансируемая Минпромторгом, поможет компенсировать это удорожание, будет стимулировать спрос и создаст условия для обновления транспортных парков, – добавили на предприятии.
Так, в сентябре, в ответ на запрос бизнес-сообщества, Минпромторг РФ сообщил о дофинансировании программ стимулирования спроса, в том числе – льготного лизинга коммерческой техники, на который до конца года будет выделено 8 млрд рублей.
Кроме того, лизинговые компании пытаются сократить клиентскую нагрузку на обслуживании договоров. По словам руководителя московского дивизиона альтернативных продаж группы компаний Альфа-Лизинг Андрея Михальченко, теперь их клиенты могут получить LCV-технику с минимальным первоначальным взносом от 10%, а наиболее стабильные – даже с 0%.
Но этого недостаточно, считают участники рынка. Например, в планах «Байкал Сервис» на этот год только обновление автотранспорта, выработавшего свой ресурс. А «МТЭК-Логистик» и «Фургоноф» и вовсе отказались от пополнения автопарка во втором полугодии.
– Помимо не выгодных ставок лизинга, еще одна проблема – длительные сроки поставки техники, которые могут превышать 6 месяцев. Например, в январе мы заказали 10 малотоннажных ТС, грузоподъемностью до 3,5 тонны отечественного производства и эту технику до сих пор не получили, – рассказал генеральный директор «Фургоноф» Георгий Полянский.
Из-за роста расходов на закупку грузовиков перевозчики вынуждены продлевать срок их эксплуатации. В результате за январь-июль частота внеплановых обращений на сервисные станции увеличилась на 25% год к году, объяснил первый заместитель генерального директора «Байкал Сервис» Александр Зарецкий.
– Корпоративные парки продолжают устаревать, что уже привело к росту технических расходов компаний на 20%, запчасти и комплектующие – на 15% год к году. Но главная проблема – повышение аварийности на транспорте, с которым сталкивается из-за этого рынок, – добавил Вадим Филатов.
Показатель дефицита водителей в сегменте внутригородских перевозок, по данным «АвтоГрузЭкс», составил 15%, что также стало причиной нехватки LCV-грузовиков. Средний срок закрытия одной вакансии в сегменте водителей категорий В и С увеличился на 30-40% по сравнению с предыдущим, считают в «Байкал Сервис». В «Скиф-Карго» добавили, что средний возраст сотрудников за последние 3 года вырос до 45-50 лет.
Согласно аналитическим данным «АвтоГрузЭкс» из-за дефицита водителей, порядка 10% автопарков транспортных компаний в стране простаивает.
Напомним, что по итогам I квартала 2024 года стоимость легких коммерческих грузовиков (LCV) выросла в среднем на 9%, до 3,6 млн рублей. Чтобы сократить затраты, малый и средний бизнес все чаще приобретает подержанную технику, стоимость которой на 50% ниже новых моделей. LR
История вопроса
Продажи LCV с пробегом бодрятся, но периодически «нащупывают дно»
Дилерские сети LCV поредели и практически обрусели
Основной причиной нехватки техники в парках транспортных компаний стал дефицит водителей и рост затрат на ее покупку, что в итоге может привести к еще более напряженной ситуации. Эксперты рынка прогнозируют, что показатель может увеличиться еще на 15% до конца года.Продажи LCV с пробегом бодрятся, но периодически «нащупывают дно»
Дилерские сети LCV поредели и практически обрусели
По словам президента «Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов» Вадима Филатова, расходы на закупку малотоннажной техники увеличились на 30% год к году.
– За 2 года лизинговые ставки на малотоннажные грузовики увеличились более чем в три раза – до 25%, а субсидии с начала 2024 года были недоступны, так как Минпромторг РФ исключил легкий коммерческий транспорт из программы льготного приобретения техники, – отметил генеральный директор «Авто-ПЭК» Дмитрий Иевлев.
Больше всего, считает генеральный директор федеральной транспортной компании «Скиф-Карго» Сергей Чернов, на рынке не хватает тентованных и изотермических фургонов, а также грузовиков-рефрижераторов. При этом, на Горьковском автозаводе уточнили, что нужные модели техники есть, но покупать их стало нерентабельно после июльского повышения лизинговых ставок до 27-29%.
– Однако возобновившаяся программа льготного лизинга, финансируемая Минпромторгом, поможет компенсировать это удорожание, будет стимулировать спрос и создаст условия для обновления транспортных парков, – добавили на предприятии.
Так, в сентябре, в ответ на запрос бизнес-сообщества, Минпромторг РФ сообщил о дофинансировании программ стимулирования спроса, в том числе – льготного лизинга коммерческой техники, на который до конца года будет выделено 8 млрд рублей.
Кроме того, лизинговые компании пытаются сократить клиентскую нагрузку на обслуживании договоров. По словам руководителя московского дивизиона альтернативных продаж группы компаний Альфа-Лизинг Андрея Михальченко, теперь их клиенты могут получить LCV-технику с минимальным первоначальным взносом от 10%, а наиболее стабильные – даже с 0%.
Но этого недостаточно, считают участники рынка. Например, в планах «Байкал Сервис» на этот год только обновление автотранспорта, выработавшего свой ресурс. А «МТЭК-Логистик» и «Фургоноф» и вовсе отказались от пополнения автопарка во втором полугодии.
– Помимо не выгодных ставок лизинга, еще одна проблема – длительные сроки поставки техники, которые могут превышать 6 месяцев. Например, в январе мы заказали 10 малотоннажных ТС, грузоподъемностью до 3,5 тонны отечественного производства и эту технику до сих пор не получили, – рассказал генеральный директор «Фургоноф» Георгий Полянский.
Из-за роста расходов на закупку грузовиков перевозчики вынуждены продлевать срок их эксплуатации. В результате за январь-июль частота внеплановых обращений на сервисные станции увеличилась на 25% год к году, объяснил первый заместитель генерального директора «Байкал Сервис» Александр Зарецкий.
– Корпоративные парки продолжают устаревать, что уже привело к росту технических расходов компаний на 20%, запчасти и комплектующие – на 15% год к году. Но главная проблема – повышение аварийности на транспорте, с которым сталкивается из-за этого рынок, – добавил Вадим Филатов.
Показатель дефицита водителей в сегменте внутригородских перевозок, по данным «АвтоГрузЭкс», составил 15%, что также стало причиной нехватки LCV-грузовиков. Средний срок закрытия одной вакансии в сегменте водителей категорий В и С увеличился на 30-40% по сравнению с предыдущим, считают в «Байкал Сервис». В «Скиф-Карго» добавили, что средний возраст сотрудников за последние 3 года вырос до 45-50 лет.
Согласно аналитическим данным «АвтоГрузЭкс» из-за дефицита водителей, порядка 10% автопарков транспортных компаний в стране простаивает.
Напомним, что по итогам I квартала 2024 года стоимость легких коммерческих грузовиков (LCV) выросла в среднем на 9%, до 3,6 млн рублей. Чтобы сократить затраты, малый и средний бизнес все чаще приобретает подержанную технику, стоимость которой на 50% ниже новых моделей. LR
Тэги: LCV, лизинг, АвтоГрузЭкс
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости