Перевозки по железной дороге попадут под мегаиндексацию

19 сентября 2024

Эксперты полагают, что вероятность принятия тарифных предложений РЖД довольно высока

Перевозки по железной дороге попадут под мегаиндексацию

РЖД предлагает заметно увеличить индексацию грузовых железнодорожных тарифов на 2025 год, пишет «Коммерсантъ». По данным источников издания, текущее предложение РЖД – либо суммарно проиндексировать тарифы на 17,2%, но индексацию на 3,6% провести с 1 ноября 2024 года, а с 1 января 2025 года доиндексировать еще на 13%, либо провести одноэтапную индексацию в 22,7% с 1 января. В первом случае это обеспечит финансирование инвестпрограммы на 2025 год в объеме 1,1 трлн руб. – минимально, на взгляд ОАО РЖД, необходимом объеме, – а во втором – в полном объеме 1,8 трлн руб.

Новый подход предполагает использование композитного индекса ценового давления и учет в тарифе ежегодного роста долговых обязательств РЖД, сообщает «Коммерсантъ». Компания хочет учитывать в тарифах не только потребительскую, но и промышленную инфляцию. По оценкам, переход на эту систему принесет дополнительные доходы в размере около 30 млрд рублей ежегодно.

Монополист также предлагает сохранить долгосрочные целевые надбавки к тарифам, не возвращать отмененные льготные коэффициенты для экспорта угля и повысить тарифы на перевозку контейнеров, строительных грузов и порожних вагонов. В 2022 году компания уже дважды индексировала тарифы: сначала на 6,8% в начале года, а затем на 11% с июня, что в общей сложности привело к увеличению тарифов на 18,6% по сравнению с 2021 годом.

Потребность РЖД в повышении тарифов можно было бы понять, учитывая изменения в логистических потоках. Однако многие критикуют это решение из-за ухудшения качества услуг, роста времени оборота вагонов и замедления транзита. В последние годы крупные клиенты не так активно протестуют против тарифных запросов РЖД, как это было в конце 2010-х годов.

Основные грузоотправители готовы принять индексацию, но предложили варианты: либо уменьшить вторую часть индексации или перенести ее на март, либо снизить минимальную инвестпрограмму РЖД, которую нужно покрыть за счет этих сборов. В обмен они попросили увеличить объемы вывоза своей продукции, предоставить тарифные преференции при поставке в непремиальных экспортных направлениях и компенсировать рост тарифов за счет отмены экспортной пошлины.

Руководитель «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров заверил, что способность экспортно-ориентированных отраслей справиться с такой индексацией во многом зависит от курса рубля. Если в ближайшие полгода рубль ослабнет на 10%, это будет приемлемо. Правительство, скорее всего, удовлетворит требования госмонополиста.

Для грузоотправителей выгоднее низкая инвестпрограмма монополиста, так как ее увеличение означает больший объем строительных работ и, следовательно, снижение объема перевозок. То, что приемлемо для экспортеров, может не подойти грузоотправителям на внутреннем рынке.

Напомним, грузовые тарифы ОАО «РЖД» в 2024 году проиндексируют на 10,75%. LR

Тэги: тарифы, РЖД, железнодорожные грузоперевозки







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх