Казахстанской железной дороге хотят придать немецкой педантичности

23 августа 2023

Это необходимо для преобразования оператора в транспортно-логистическую компанию

Казахстанской железной дороге хотят придать немецкой педантичности

Казахстанский инвестхолдинг «Самрук-Казына» предлагает Правительству передать операционное управление Казахстанской железной дорогой «дочке» немецкой Deutsche Bahn (DB) – DB Engineering & Consulting GmbH, для преобразования «Казахстан темир жолы» (КТЖ) в транспортно-логистическую компанию, сообщает портал «Inbusiness.kz».

– Для осуществления фундаментальной трансформации АО «НК «ҚТЖ» возникла необходимость в привлечении компании, имеющей опыт эффективной трансформации железнодорожной отрасли. Учитывая успешный опыт в транспортно-логистической сфере и авторитет в качестве передовой компании в железнодорожной сфере европейских стран, предлагается привлечь компанию DB E&C для оказания консультационной, управленческой, инжиниринговой и операционной поддержки процесса трансформации АО «НК «ҚТЖ», – говорится в драфте представления к проекту постановления казахстанского Gравительства по некоторым вопросам «Самрук-Казына».

В проекте «Самрук-Казына» от DB ожидается повышение эффективности, в том числе через внедрение хабовой системы и интермодальных перевозок. Именно развитие транспортно-логистических хабов с участием Deutsche Bahn для организации центров дистрибуции позволят увеличить транзитные возможности Казахстана и выработать новые торговые, логистические решения и сервисы для увеличения роли страны в мировой торговле, что привлечет интерес к трансказахстанским коридорам, частные инвестиции в сектор и повысит активность местных компаний.

Немецкой компании предлагается передать функционал управленческой и операционной поддержки в процессе трансформации КТЖ в национальную транспортно-логистическую компанию для развития транзита, в том числе Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), а также оказания высокомаржинальных логистических услуг, что не исключает формирование конкурентных условий для развития частного бизнеса.

–КТЖ выгоняет частных перевозчиков, нанимает для операционной деятельности иностранную компанию, платит большие деньги для того, чтобы те научили их работать. Поддержка операционной деятельности – это непосредственно управление КТЖ. Мы уже под управление передавали, и Tractebel (LR: бельгийская компания, управлявшая в 2000-е годы энергокомплексом в Алматы) приходила, и AES (LR: американская компания, получившая в концессию восточно-казахстанские ГЭС до 2017 года) приходила, всегда плачевные результаты, - отмечает участник железнодорожной отрасли Казахстана.

Наиболее важным направлением деятельности в тандеме КТЖ – Deutsche Bahn станет «утверждение новой тарифной политики для обеспечения экономически обоснованной тарификации перевозок, которая позволит отказаться от внутреннего субсидирования между родами грузов, адресно поддерживать важные для государства перевозки посредством применения низкого уровня тарифов, покрыть полную потребность железнодорожной инфраструктуры в инвестициях, в том числе создать условия для привлечения частных инвестиций, а также заложить основы для развития справедливой конкуренции на сети между перевозчиками».

Свои новые услуги в Deutsche Bahn оценили не очень дорого, вероятно, после опыта с «Пассажирскими перевозками».

– Согласно коммерческому предложению, стоимость услуг DB E&C составит не более 33,5 млн евро (без НДС). При этом ожидается получение экономического эффекта от оказанных DB E&C услуг для группы компаний АО «НК «ҚТЖ» в размере порядка 400 млн евро, – утверждается в выкладке.

В презентации КТЖ указывается, что ожидается разработка новой тарифной методологии для обеспечения экономически обоснованной тарификации перевозок. Достичь этого намечено за счет внедрения подхода «тариф в обмен на инвестиции», отказа от регулирования экспортных перевозок и от детальной дифференциации тарифа по грузам, перехода на адресную поддержку важных для страны перевозок низкими тарифами и на тарификацию перевозок по «ниткам графика». В случае утверждения уполномоченным органом, под которым, очевидно, подразумевается комитет по регулированию естественных монополий (КРЕМ), тарифная методология может ежегодно приносить прямые выгоды в 41 млрд тенге и косвенные – на 158 млрд тенге.

Переход на тарификацию перевозок в зависимости от качественных характеристик – скорости, очередности и других показателей, в том числе по так называемым «ниткам графика», даст нацкомпании еще 8 млрд тенге. Эта сумма была рассчитана за счет снижения сумм потерь «КТЖ – Грузовые перевозки» от изъятия частными перевозчиками прибыльных перевозок посредством роста уровня тарифа на МЖС для частников. В итоге вкупе получается обозначенные выше 41 млрд тенге, которые надеется получить КТЖ при посредничестве операционного управления Deutsche Bahn.

В презентации национального оператора железной дороги также обозначены косвенные выгоды от утверждения новой тарифной методологии. В основном при таком подходе они генерируются за счет отказа от дифференциации тарифов на услуги МЖС по родам грузов, и в расчетах предусмотрено исключение внутреннего субсидирования убыточных перевозок грузов за счет прибыльных.

Если по тарифу на услуги МЖС будет отход от детальной дифференциации по грузам, сопровождаемый переходом на адресную поддержку важных для страны перевозок низкими тарифными ставками, есть риск, что, в частности, к примеру, железнодорожная транспортировка угля может ощутимо подорожать.

Примерно 40% объемов перевозок на железной дороге занимает именно доставка угольного топлива до ТЭЦ и населения, то есть отказ от тарифной дифференциации приведет к повышению стоимости выработки тепла и электричества теплоэлектроцентралей, а также обогрева частных домов в негазифицированных регионах – в Северном, Центральном и Восточном Казахстане и, соответственно, скажется на доходах населения и уже будет иметь достаточно значимый социальный эффект.

Напомним, для развития Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) создается объединенная логистическая компания. Соответствующее соглашение подписано Казахстаном, Азербайджаном и Грузией. LR

Тэги: Казахстан, железнодорожные грузоперевозки, инвестиции







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх