Избежать штрафа за задержку груза можно. Надо снять взволнованного украинца

17 февраля 2016

Народные волнения или публичные беспорядки могут быть признаны форс-мажорными обстоятельствами

Избежать штрафа за задержку груза можно. Надо снять взволнованного украинца

С 11 февраля в 10 областях Украины «народные активисты» продолжают удерживать фуры с российскими номерами и грузами. Начавшись в Закарпатье, ситуация с блокированием российских грузовиков, выполнявших транзитные перевозки, распространилась и на другие регионы страны. Уже 12 февраля прекратили пропуск грузовиков из России несколько пунктов пропуска на белорусско-украинской границе, что привело к скоплению фур по обе стороны от погранпереходов.

Как вести себя перевозчикам, срывающим сроки доставки грузов из-за ситуации на Украине, чтобы не нарваться на штрафные санкции со стороны грузовладельцев? С таким вопросом «Логирус» обратился к эксперту по таможне и внешней торговле, партнеру юридической фирмы Goltsblat BLP Владимиру Чикину.

По словам собеседника «Логируса», случаи, когда перевозчик освобождается от ответственности за срыв сроков доставки, прописаны в гл. 4 Конвенции о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом (КДПГ). Так, в соответствии с п. 1 ст. 17 перевозчик несет ответственность за просрочку в доставке. При этом, согласно п. 2 данной статьи, перевозчик освобождается от этой ответственности, если просрочка в доставке произошла вследствие «обстоятельств, избегнуть которые перевозчик не мог и последствия которых он не мог предотвратить».

– Перевозчики могли предотвратить случаи блокирования фур на территории Украины? Очевидно, нет. Но ведь и Минтранс, и АСМАП сообщили о первых фактах задержки грузовиков 12 февраля. Поэтому все те, чей транспорт блокировали до появления данной информации, могут ссылаться на ст. 17 КДПГ, а те, кто об этом знал и поехал на авось, в надежде проскочить, могут столкнуться с проблемами во взаимоотношениях с грузовладельцами, – полагает эксперт.

Однако Владимир Чикин уточнил, что нельзя так утвердительно говорить обо всех случаях задержания грузовиков украинскими активистами. «Нужно рассматривать конкретно каждую ситуацию в отдельности. Кто-то и позже поехал, но все равно он не виноват. Но в целом именно так. Те, кто после 12 февраля все же въехал на территорию Украины, тоже могут ссылаться на данную статью КДПГ, но вряд ли ситуация будет признана форс-мажором, потому что перевозчик сам выбрал такой маршрут», – пояснил собеседник «Логируса».

Что касается в целом форс-мажорных ситуаций, продолжил эксперт, то если в договоре эта ситуация прописана в качестве форс-мажора, то она будет являться форс-мажором.

– Известная мне формулировка форс-мажора говорит о том, что народные волнения могут быть признаны форс-мажором, – добавил Чикин. – Понятно, что не государство украинское задерживает перевозчиков, а какие-то народные активисты. Это может быть рассмотрено как публичные беспорядки. В договоре в качестве форс-мажора могут быть указаны публичные беспорядки.

Если такая оговорка есть, то необходимо обратиться в любую украинскую Торгово-промышленную палату и получить документ о форс-мажоре. Но ведь перевозчики не могут обратиться в ТПП и заявить о форс-мажоре, поскольку не могут оставить свой груз. И никакая ТПП не выдаст им справку о задержании, как и сами «народные активисты».

– Поэтому в первую очередь необходимо поставить в известность контрагента. Это в форс-мажорных оговорках первое правило. Это общеизвестный факт. Ну и максимально попытаться собрать информацию, потому что она потребуется в случае судебных разбирательств. Максимально запоминать все, что происходит вокруг. И постараться все это зафиксировать хотя бы при помощи мобильного телефона, – советует собеседник «Логируса», поскольку, согласно ст. 18 КДПГ, бремя доказательства того, что просрочка в доставке была вызвана обстоятельствами, указанными в п. 2 ст. 17, лежит на перевозчике.

– Сомневаюсь, что в договорах перевозчиков, чей транспорт удерживается на территории Украины, есть оговорка о признании форс-мажором публичных беспорядков. Но сложившаяся ситуация станет прецедентом для того, чтобы в будущем в договор включалась такая оговорка. То есть так можно обезопасить себя на будущее, – подытожил Владимир Чикин. LR

Тэги: Украина, блокада, санкции, Goltsblat







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх